Тема | Деревья и кустарники | |
Класс | 2 класс | |
Логопедическое заключение | ОНР III уровня, Дизартрия | |
Учитель-логопед | Жиденко А.Д. | |
Дата | | |
Цель | Развитие лексической стороны речи | |
Задачи |
Коррекционно-обучающие | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
- усвоение и закрепление знаний по лексической теме «Деревья и кустарники»; - формировать умение выражать своё личное отношение к теме одной фразой; - совершенствовать грамматический строй речи. | - закреплять употребление в речи детей качественных прилагательных; - развивать пассивного словаря существительных. - развивать пассивного словаря глаголов. - развивать пассивного словаря обобщений. - развивать пассивного словаря синонимов. - уточнить и активизировать словарь по теме «Деревья и кустарники»; - развивать умение подбирать к существительному прилагательные и глаголы; - развивать ассоциативное мышление. | - воспитывать у детей положительное отношение к живой природе. - совершенствовать навыки контроля и самоконтроля |
| Планируемые результаты | |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать чувства людей, проявлять сочувствие, отзывчивость. | - Развить пассивный словарь: существительных, прилагательных, глаголов, обобщений, синонимов. - соотносить картинный материал с названиями предметов | Регулятивные. Учитывать мнение сверстников при самооценке своей деятельности. Коммуникативные. Проявлять интерес к мнению окружающих |
| ИОС (информационная образовательная среда) урока | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
Иллюстративный материал | - | - |
Этапы урока | Ход занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учеников |
I. Организационный этап | 1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. | - Сегодня мы с вами отправимся в лес. Что есть в лесу? - Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете? - Молодцы ребята, да такие деревья и кустарники растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся. | - Деревья, кустарники… - Берёза, дуб, сосна, малина, шиповник |
| 2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику | Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка: - улыбочка - трубочка - лопаточка - блинчик - чистим зубы - качели | Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику. |
II. Основной этап |
| 3. Развитие номинативного словаря, слухового внимания и памяти. Развитие пассивного словаря существительных. Игра «Скажи, что это?» | - Перед вами много предметов. Скажи, что это? | Дети по очереди отвечают на вопрос логопеда: Сирень; листья; тополь; береза; дуб; сосна; малина; грибы; яблоня; шиповник; липа |
| 4. Развитие атрибутивного словаря и словесно-логического мышления. Развитие пассивного словаря прилагательных. Игра «Загадки-описания» | - Давайте сейчас попробуем угадать, что скрывается за некоторыми строчками: Я известная, белая, с полосками Я мощный, толстый, высокий Я плодородная, не высокая, с пышными ветвями Я кустарник, высокий, с мелкими цветочками Я пышный, темно-красный, с шипами | - Береза - дуб - яблоня -сирень -шиповник |
| 5. Активизация и закрепление словаря прилагательных. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | - Яблоня, какая она? - Шиповник (какой он?) - Дерево (какое оно?) - Кустарники (какие они?) | - цветущая, плодовая, дикая, раскидистая - колючий, цветущий, плодовый, пахучий, розовый, душистый. – хвойное, плодовое, цветущее, зеленое, многолетнее. - низкорослый, декоративный, вьющийся, многолетний, колючий. |
| 6. Активизация и закрепление словаря глаголов. Игра «Кто(что) это? что делает?» | Рассматривая картинку, ученики отвечают на вопросы: - Кто (что) это? - Что делает? - Как передвигается? | тётя – гладит , певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач - лечит, повар – готовит, строитель – строит. |
| 7. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка | Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения. Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) | Ученики повторяют предлагаемые движения за логопедом. |
| 8. Развитие словаря обобщающих слов, зрительного и слухового внимания, памяти. Активизация и закрепление словаря обобщающих слов. Игра «Что общего?» | - Определим же, что общего у этих двух предметов: - клубника и земляника - ель и берёза - роза и колокольчик - кошка и собака - курица и утка - самолёт и чайка | - ягода - дерево - цветы - дом.жив - дом.птицы - летают |
| 9. Обогащение словаря синонимов. Развитие слухового внимания и памяти. Активизация и закрепление словаря синонимов. Игра «Подбери слово» | - Игра - Аккуратный - Аппетитный - Ароматный - Блестеть - Болезненный - Болеть - Большой - Быстро - Веселиться | - шалость, шутка - пунктуальный - вкусный, лакомый, смачный благоухающий, душистый, пахучий) - сверкать, искриться - нездоровый, слабый, хворый, хилый, хрупкий, дохлый - недомогать, нездоровиться, хворать - огромный, крупный, громадный, гигантский, здоровенный, громоздкий - стремительно, проворно, расторопно, шустро, резво, ловко - радоваться, забавляться, потешаться, развлекаться |
III . Заключительный этап |
| 10. Закрепить полученные знания | А сейчас мы с вами составим стихотворение, которое состоит из пяти строк. Первая строка- существительное, тема нашего занятия Вторая строка - прилагательное, описание Третья строка - глаголы, действия Четвертая строка- ваше отношение к первой строке Пятая строка- синоним | Береза Тонкая, белоствольная Растет, зеленеет, радует Береза-символ России Дерево. |
| 11. Рефлексия | - Кому, какое задание понравилось? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. | Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу |