Тема: Буквы М-Н.
Цели: закреплять умение дифференцировать оптически сходных согласных «М-Н» на письме и на слух в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Планируемые результаты:
Предметные: учить различать оптически схожие буквы «М-Н» на письме; уметь дополнять слово, опираясь на первый слог; профилактика буквенных замен, пополнение словарного запаса у учащихся.
Метапредметные: развивать внимание, память, мышление; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику; определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.
Личностные: положительное отношение к обучению; уметь критично оценивать свои действия; уметь действовать по плану.
Оборудование: слоговые таблицы, индивидуальные карточки с заданиями, предметные картинки, зашифрованные слова, карандаши (палочки), буквы «м – н», выполненные по трафарету из картона.
Ход занятия:
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика.
Актуализация опорных знаний.
Логопед: Ребята к нам в гости пришёл сказочный герой. На доску вывешивается картинка. Ребята должны угадать кто это?
Логопед читает стишок:
А в нашей кладовке
Кто - то живет.
Весь год она сыр
Из кладовки крадет.
(Мышка).
Логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт мышка?
Учащиеся: (в норке).
Логопед: Скажите, пожалуйста, как мы назовём нашего сказочного героя?
Учащиеся: Мышка-Норушка.
Логопед: Какие первые звуки в слове мышка-Норушка.
Учащиеся: В слове мышка – «м», а в слове Норушка «н».
Логопед: Ребята давайте произнесем звук «М»
Артикуляция звука:
Характеристика звука «Н»
звук [Н] — согласный, твердый и мягкий, звонкий.
Логопед: Ребята, как вы думаете на что наши буквы похожи?
Учащиеся: называют…
Знакомство с буквой.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Если палочки мы поменяем получаем буква «Н».
Конструирование букв м – н из карандашей (палочек).
Логопед: Сколько элементов в букве «м» и «н»?
Запись на доске: м – 4 элемента.
Запись на доске: н – 3 элемента
Сообщение темы занятия.
Логопед: Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?
Учащиеся: «М-Н».
Логопед: Мышка-Норушка, зашифровала наши буквы. Давайте их расшифруем.
- Сколько элементов в букве м? (4).
- А сколько элементов в букве н? (3).
3. Работа над темой занятия
Логопед: Давайте откроем тетради и приготовимся к письму.
Логопед: Я называю цифры 4 или 3, а вы записываете буквы м или н в тетрадь:
4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4 3 4
Логопед: проверяем задание.
Логопед: Ощупывание букв м – н, выполненных по трафарету из картона.
- Закройте глаза. Я дам вам трафареты букв, а вы на ощупь определите, что это – м или н?
Учащиеся: выполняют.
Дифференциация букв «м-н» в слогах.
Логопед: На доске мышка – Норушка приготовила нам задание. Давайте прочитаем (чтение слоговых-таблиц).
Логопед: Хорошо, что мы сейчас делали? Учились различать буквы «м-н» в слогах. Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы «м-н»).
Учащиеся: Слоги.
Логопед: Ещё наша дорогая, мышка очень любит разговаривать. Давайте вместе с ней проговорим чистоговорки с нашими звуками «м-н»:
Му-му-му — я музыку люблю.
Ом-ом-ом – снежный ком.
Мы-мы-мы — мы прошли кусты.
Ми-ми-ми — мишку мы нашли.
Ма-ма-ма — кончилась зима.
На-на-на – посмотрите на меня.
Ан-ан-ан – вот и наш диван.
Не-не-не – шишка на сосне.
Ни-ни-ни – мы пошли одни.
Ин-ин-ин – к нам идёт пингвин.
Но-но-но - мы окрыли окно.
Учащиеся: повторяют за логопедом.
Логопед: Ребята, назовите слоги которые дают мягкость звукам м и н, а какие твердость.
Дифференциация букв «М-Н» на уровне слова.
Логопед: Мышка-Норушка очень спешила к нам на занятие через лес и потеряла буквы в словах что, несла в корзинке. Ребята поможем ей? Учащиеся: Да.
Логопед: Раздает карточки с заданием. Необходимо вставить пропущенную букву «м» или «н».
Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.
Логопед: Дополни слоги до слов, следующее задание нашей хитрой мышки - Норушки.
му - (муха, мука, мусор, музыка)
мы - (мышка, мыло, мысль)
мо – (мост, морковь, море)
ма – (Маша, мармелад, маска, мама)
ми – (миска, мир, мишка, миф, Митя)
но - (ножницы, нож, нос)
ни – (нитки, Нина, низко)
на – (наши, начало, настал)
Учащиеся: проговаривают свои слова.
Работа с предложением
Логопед: Прочитайте предложения и выпишите из них сначала слова с буквой «м», потом с буквой «н»:
Михаил собирает хворост. У Мити новый ножик. Мама убирает на кухне мусор. У слона есть хобот. Никита с Машей встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Наступила весна. На подносе лежит мармелад. Мой друг бежит домой.
Учащиеся: слова с буквой «м» - Михаил, Митя, мама, мусор, Маша, громко, моржи, мармелад, мой, домой.
Слова с буквой «н» - новый, ножик, на кухне, слон, Никита, наступила, весна, на подносе.
Рефлексия.
Я умею ………….
Я научился ………
Я хочу научиться …….
Итог занятия.
Всем спасибо за работу (словесная оценка).