Предлоги играют важную роль в составе речи, занимая значительное место по частоте использования в языке. Недостаточное усвоение детьми предложного управления служит одной из причин проявление некоторых видов дисграфии у школьников.
Дети с ТНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов. Опыт работы с ТНР показал, для решение данной проблемы лучше использовать дидактические игры и игровые упражнения. Это самый эффективные методы воздействия на ребенка т.к. игра это основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
Я предлагаю вашему мнению практический упражнения, которые могут быть использован как в совместной так и в индивидуальной деятельности.
1. - уточнить понимание ребенка предлогов;
2. - знакомство с предлогами и их схемами;
На столе два предмета. Назовите их (Стакан и кубик).
Где кубик? (под стаканом)
Что я делаю? (вытаскиваете кубик)
Откуда я вытащила кубик? (из-под стакана) правильно я вытащила кубик из-под стакана. Какое слово помощник вы услышали? (из-под).
Если предмет находиться под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется, нужно говорить слово помощник «Из-под»
Посмотри, вот так изображаем слово помощник из-под (демонстрирую схему).
На столе два предмета. Назовите их (Стакан и машина).
Где машина? (за стаканом)
От куда выехала машина? (из-за стакана)
Какое слово помощник вы услышали? (из-за).
Если предмет находился позади другого предмета и начал двигаться оттуда, нужно говорить слово помощник «Из-за»
Посмотри, вот так изображаем слово помощник из-за (логопед демонстрирует схему).
3. - формировать навык слышать предлог в разговорной речи;
Вы уже знакомы с другими схемами слов помощников, назови их (на, под, за, над, из, в, из-за, из-под). Теперь я Вам буду читать предложение, а вы будете выбирать подходящую схему слова помощника.
Бабочка сидит на цветке. Кот сидит под диваном. Муха сидит в банке. Продукты достали из пакета. Катя стоит за домом. Птица летит над деревом. Собака выбежала и-за дома. Кошку достали из-под крыльца.
4. - учить различать предлоги;
Ну а теперь послушай, как я буду говорить слова помощники в предложениях. Поправьте меня, если я скажу не правильно.
Лена вышла из-под магазина.
Мама достала тапочки из кровати.
Мальчик вышел из двери.
Машина выехала из-под гаража.
5. - формировать навык составления предложений и схемы предложений с заданным предлогом;
Теперь я Вам предлагаю придумать предложение словом помощником, тебе схема из-за, тебе схема из-под, а помогут Вам картинки.
Теперь выложите схему предложения. (дети выкладывают схему на придуманное предложение со схемой слова помощника)
6. - закреплять навык правильного употребления предлогов.
А) Картинки с вопросами (на каждый предлог)
Б) Упражнение. Где кубик? (стакан)
в, из, на, над, под, из-под, за, и-за