СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Приставка.Образование слов при помощи приставок"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «Приставка», учить образовывать слова при помощи приставки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Приставка.Образование слов при помощи приставок"»

Приставка. Образование слов при помощи приставок, 2 класс.

Цель: познакомить учащихся с понятием «Приставка», учить образовывать слова при помощи приставки.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах.

Коррекционно- развивающие: развивать у детей умение образовывать слова приставочным способом; тренировать в подборе различных приставок к словам;

учить работать с антонимами, развивать связную речь и обогащать лексический запас слов.

развивать умение соотносить выполненное задание с образцом.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям;

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, мяч, ножницы, бумага, игра «Волшебный сундучок» со схемами приставок при-, по-, вы-, пере-, с-, на-.

Ход занятия:

I. Организационный момент.
Дыхательная гимнастика «Как на горке на пригорке…»

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка», чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук - И, У, «Лошадка».

Пальчиковая гимнастика «Шёл медведь к своей берлоге».

- Сядет тот, кто назовёт родственное слово к слову «снег».

- Какие слова называются однокоренными? (Слова с одинаковым корнем и схожим значением).

- Что такое корень? (Одинаковая часть родственных слов).

- Сегодня мы продолжим изучать эту тему и узнаем, при помощи чего можно образовывать новые слова.

- Откройте тетради , запишите число.

II. Введение в тему занятия.

- Сейчас я буду выполнять действия с бумагой, а вы мне скажете, что я делаю.

(Разрезаю лист бумаги, вырезаю круг из листа, срезаю угол листа,

надрезаю лист бумаги, прорезаю).

- Перечислите действия, которые я совершила? (разрезать, вырезать, срезать, надрезать). (слайд №2)

- Чем похожи эти слова? Правильно, они - однокоренные.

- Давайте выделим корень этих слов.

- Чем эти слова отличаются?

- Где находится эти частички?

- Как называется эта волшебная частичка мы сегодня и узнаем.

Для этого вам надо расшифровать слово по схеме.


Р - А - В П- И-


С - К- В- Т-






-Ребята, назовите тему нашего занятия. Правильно, тема занятия «Приставка. Образование слов при помощи приставок».

- Чему мы будем учиться на занятии, что нового вы узнаете? (Познакомимся с новым понятием «приставка», будем учиться образовывать слова при помощи приставок, находить и выделять приставки в слове и объяснять их значение ).

А теперь давайте вернёмся к нашим словам. (слайд № 2)

1. Работа над темой занятия.

- Ребята, обратите внимание на начало каждого слова. Перед корнем стоят: раз-, вы-, с-, над - эту часть слова, которая стоит перед корнем называют приставкой. При помощи приставки мы можем образовывать новые слова.

- А графически приставка обозначается так: (обозначение на записанных словах на доске).

- Давайте сделаем вывод, что такое приставка?

- Что такое приставка?

- Где она стоит?

- Для чего служит?

- Как приставка пишется со словами?

(слайд №4)

- В русском языке есть много приставок, и каждая приставка имеет своё значение.

(слайд №5)

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

2. Первичные закрепления знаний.

А сейчас потренируемся в образовании новых слов с приставками.

2.1. Прочитайте приставки (слайд № 6)

По под за на над в

до об от про вы при пре пере у с

От данных приставок образуйте новые слова.

по

от бегать на

вы летать за

в плыть у

до ходить с

при про пере

Каждая приставка имеет своё значение, не все подходят к словам.

Прочитайте все слова с приставкой вы (выбегать, вылетать, выходить … удаление)

Прочитайте все слова с приставкой при (приближение) от (от чего-то)

Среди этих приставок есть приставки с противоположным значением?

(в- вы-) (от- до-) (у- при-)

Вывод: у каждой приставки есть своё значение и без приставок наша речь была бы бедной и непонятной.

- Что мы сейчас делали? (образовывали слова с помощью приставок)

2.2. Работа со словами-антонимами. Игра с мячом «Скажи наоборот».

приклеить – отклеить. внести - …

принести - … входить - …

привезти - … вскочить - …

пристегнуть - … впустить -…

прилететь - … влететь - …

привыкнуть - … вбежать - …

привязать - … вползти - …

приехать - … впустить - …

- Что обозначает приставка при-? (приближение, присоединение)

От, вы? (удаление)

Составьте предложение с любым из слов.

2.3. Упражнение «Четвертый лишний» (Слайд № 7)

Закричал, забежал, забава, залетел.

Выделите корни и приставки. В каком слове нет приставки? (забава)

- Что такое «забава»? Это детские игры, от слова «забавляются». Слово без частицы за не употребляется. (Слайд № 8)

2.4. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.

- Замените каждое словосочетание, словом с приставкой. (Слайд № 9)

Образец: часы на стене – значит они какие? Настенные часы.

Переход под землёй - … подземный переход(Слайд № 10)

Лодка под водой - … подводная лодка (Слайд № 11)

Переход под землей -… подземный переход (Слайд № 12)

Совет без пользы - … бесполезный совет

Час перед рассветом - … предрассветный час(Слайд № 13)

- Назовите приставки, с помощью которых образовали новые слова.

2.5. Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»

Массаж Су – Джок шарами. /Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2.6. Составьте словосочетания, соединяя линиями глаголы и имена существительные. Назовите приставку. Самопроверка по слайду №14-15.

Переходить из школы

Выходить лужу

Заходить улицу

Подходить в магазин

Обходить к мосту

2.7. Упражнение «Найди ошибки». ( Работа в паре на карточках).

Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.

Даша завидела маму.
Птичка перелетела к гнезду.
Ваня зарезал кусок хлеба.

Оля вырисовала в альбоме льва.
Шофёр подвёл машину ключом.
Вечером на улицах обжигаются фонари.
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

2.8.. Работа на уровне текста (Технология уровневой дифференциации обучения)

- У вас на парте лежат разноцветные карточки с заданиями. Зеленый цвет – легкое задание, желтый –среднее, розовый – сложное.

Задание для слабых учеников:

Прочитайте. Спишите предложения. В словах с выделенным корнем найдите и обозначьте приставки.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Задание для средних учеников:

Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначьте в них приставку.

Завтра мы (поедем, заедем) к морю.

В стакан (налили, залили) молоко.

С дерева (слетели, улетели) листья.

Задание для сильных учеников:

Спишите предложения. Вставьте, пропущены приставки, обозначьте их.

Осенью листья на деревьях …желтели. Вода в реке …темнела. Стаи …лётных птиц …носились на юг.

2.9. Работа над фразеологизмами.

Вставьте приставки во фразеологизмы, объясните его значение.

…рубить на носу

…кусить язык

Пальчики …лижешь

…пустить мимо ушей

С одним из фразеологизмов составьте предложение.

2.10. Игра «Аукцион». А вы знаете, что такое – аукцион? (Выслушиваю предположения детей).

Аукцион – это распродажа чего-нибудь, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Вы, наверное, видели по телевизору, как человек, который проводит распродажу, предлагает товар, назначает цену, а дальше все зависит от покупателя и в конце, когда цена оговорена, стучит, проговаривая: «Раз, два, три товар продан».

 Я буду «продавать» при­ставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова с данной приставкой. За правильно составленное слово вы получите графический знак Приставки.

«Продаются» приставки при-, по-, вы-, пере-, с-, на-.

 Поносить, построить, поговорить, поносить, подумать;

Переехать, переплыть, перейти, передумать;

Проехать, проплыть, просушить, пробежать.

Сбежать, сшить, связать;

Выехать, выдумать, вынести;

Наехать, надуть, нашить, написать;

Надрезать, надпилить, надпить.


III. Итог урока. Рефлексия. Самооценка детей.

- Какую цель ставили в начале занятия?

- Достигли ли мы ее?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Кто работал хорошо? (засучив рукава)

- Оцените свою работу с помощью смайлика.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!