Тема | Путешествие в космос | |
Класс | 1 класс | |
Логопедическое заключение | ОНР III уровня, дизартрия. | |
Учитель-логопед | Жиденко А.Д. | |
Цель | Развитие лексической стороны речи | |
Задачи |
Коррекционно-обучающие | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
- усвоение и закрепление знаний по лексической теме «Путешествие в космос»; - формировать умение выражать своё личное отношение к теме одной фразой; - совершенствовать грамматический строй речи; - развивать навыки слогового чтения. | - закреплять употребление в речи учащихся качественных прилагательных; - развивать пассивного словаря существительных. - развивать пассивного словаря глаголов. - развивать пассивного словаря обобщений. - развивать пассивного словаря синонимов. - уточнить и активизировать словарь по теме «Путешествие в космос»; - развивать умение подбирать к существительному прилагательные и глаголы; - развивать ассоциативное мышление. | - воспитывать у учащихся положительное отношение к живой природе. - совершенствовать навыки контроля и самоконтроля |
| Планируемые результаты | |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать чувства людей, проявлять сочувствие, отзывчивость. | - Развить пассивный словарь: существительных, прилагательных, глаголов, обобщений, синонимов. - соотносить картинный материал с названиями предметов | Регулятивные. Учитывать мнение сверстников при самооценке своей деятельности. Коммуникативные. Проявлять интерес к мнению окружающих |
| ИОС (информационная образовательная среда) урока | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
Иллюстративный материал, счетные палочки, тренажер для дыхания | - | Презентация |
Этапы урока | Ход занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учеников |
I. Организационный этап | 1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. | Сегодня мы с тобой отправимся в космос, после чего мы составим маленькое стихотворение о нашем путешествие. Для начала нашего пути расскажем чистоговорку: Та-та-та летит ракета Ты-ты-ты все видно с высоты Да-да-да яркая звезда На-на-на круглая луна Ля-ля-ля красивая Земля | Учащийся, вместе с логопедом, проговаривает чистоговорку. |
| 2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику | Чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка: - окошко - заборчик - дудочка - блинчик - качели - вкусное варенье | Учащийся у зеркала выполняет артикуляционную гимнастику. |
| 3. Совершенствование работы органов дыхания. Дыхательная гимнастика | Сейчас нам с тобой нужно помочь планете вернуться на свою орбиту. Для этого мы будем вдыхать носом, а выдыхать ртом. | Учащийся выполняет дыхательную гимнастику с помощью тренажера |
II. Основной этап |
| 4. Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру» | Перед тобой космонавты. Покажите самого высокого, самого низкого. А теперь подбери им скафандры по размеру. | Учащийся в презентации подбирает правильные ответы. |
| 5. Развитие навыка слогового чтения | Раз мы с тобой уже оделись в скафандры, мы можем с тобой погулять по звездам. Встанем и подойдем к ним, чтобы пройти вперед нужно прочитать, что написано на звезде. Слоги: ДА,УБ,ДИ, УП, ПЭ, ОМ | Учащийся читает слоги, изображенные на звездах. Двигается в одном направлении затем в обратном. |
| 6. Развитие номинативного словаря, слухового внимания и памяти. Развитие пассивного словаря существительных. Игра «Скажи, что это?» | - По звездам погуляли, давай узнаем, что есть в космосе. - Перед тобой много предметов. Скажи, что это? | Учащийся отвечает на вопрос логопеда, составляет слова из разрезных букв: Земля, луна, звезды, космонавт, комета, планеты, солнце, луноход, созвездие. (приложение 1) |
| 7. Развитие атрибутивного словаря и словесно-логического мышления. Развитие пассивного словаря прилагательных. Игра «Загадки-описания» | - А сейчас попробуем угадать, что скрывается за некоторыми строчками, правильный ответ появится на нашем компьютере: Я планета, плодородная, прекрасная Мы яркие, нас много, светимся Нас много, мы на далеком расстоянии, вращаемся | - Земля - Звезды - Планеты |
| 8. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка | Сейчас мы с тобой встанем и немного отдохнем. Повторяй за мной движения. Один, два, три, четыре, пять, В космос мы летим опять. Отрываюсь от Земли, долетаю до Луны. На орбите повисим, И опять домой спешим. | Ученик повторяет предлагаемые движения за логопедом - ходьба на месте - соединить руки над головой - подпрыгнуть - руки в стороны, покружиться - покачать руками вперед-назад - ходьба на месте |
| 9. Активизация и закрепление словаря глаголов. Игра «Кто(что) это? что делает?» | Рассматривая картинку, ученик отвечают на вопросы: - Кто (что) это? - Как передвигается? | Космонавт- ходит, летает, в невесомости Ракета- летит Земля - вращается Звезды- падают Метеорит- летит, падает |
| 10. Развитие словаря обобщающих слов, зрительного и слухового внимания, памяти. Активизация и закрепление словаря обобщающих слов. | - Определим же, что общего у этих двух предметов: Луна, Земля Ракета, комета | - круглые - летят |
| 11. Развитие мелкой моторики | Много мы о космосе узнали, можем теперь собрать свою ракету | Учащийся из палочек составляют ракету -по образцу. |
III. Заключительный этап |
| 12. Закрепить полученные знания | А сейчас мы с тобой попробуем составить стихотворение, которое состоит из пяти строк. Кто? Какой? Что делает? Предложение Ассоциация | Космонавт Сильный, опытный Ходит, летает в невесомости Космонавты очень выносливые Звезды |
| 13. Рефлексия | - О чем мы сегодня говорили? - Какое задание понравилось? - С каким настроением уходишь с урока? - Как бы ты оценил свою работу? - Ты работал хорошо, спасибо за занятие. | - о космосе Называет понравившиеся задания. Говорит о настроении. Оценивает свою работу |