Конспект логоритмического занятия
«Путешествие по улицам города»
Выполнила: Козырева Е.С.,
учитель - логопед
Данное занятие может быть использовано учителями – логопедами, воспитателями, учителями начальных классов при проведении логоритмических занятий, развлечений, досугов, внеклассных мероприятий.
Тема: Путешествие по улицам города
Возраст: 5 — 6 лет.
Логоритмические цели:
развитие неречевых функций, слухового внимания; звуковысотного слуха;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие координации движений, речи и музыки;
воспитание статики движений.
Коррекционные цели:
развитие артикуляционной моторики;
развитие фонематического слуха;
закрепление навыков артикуляционной базы гласных звуков и звука «Р»;
закрепление лексической темы «Транспорт», «Правила дорожного движения»;
воспитание продолжительного выдоха.
Воспитательные цели:
выравнивание поведенческих реакций;
формирование коммуникативных навыков;
воспитание умения вести себя на улицах города.
Оборудование: макет автобуса, шарики Су-Джок зелёного, красного и жёлтого цветов, фонограмма песни Е.Железновой «Автобус», фонограмма быстрой музыки, знак «Пешеходный переход».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети входят в зал друг за другом и встают в круг.
Исполняется песенка – приветствие «Здравствуй, дружочек».
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок (дети ставят одну руку на пояс, другую поднимают вверх и машут ),
Встанем с тобою мы вместе в кружок (берутся за руки).
Вместе с тобою по кругу пойдём,
Вместе здороваться дружно начнём (идут по кругу).
Педагог:
Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда предлагаю вам отправиться в путешествие по улицам нашего города. А что мы можем увидеть на улицах? (ответы детей). Действительно, в городе очень много машин, и чтобы не попасть в опасную ситуацию, мы должны быть очень внимательны.
2.Развитие фонематического слуха.
Педагог:
Предлагаю поиграть в игру «Узнай машину». Я буду петь разные звуки, а вы, услышав звук «р» - звук мотора автомобиля, присядете и, «вертя руль», будете произносить этот звук.
Педагог пропевает звуки «У, О, И, А, Р» (гамма вверх и вниз)
Молодцы! Все внимательны, собраны. Можно отправляться в путешествие по городу.
3. Развитие координации движений рук и ног, пространственной ориентировки.
Педагог:
Ребята, а на чём можно путешествовать? (ответы детей).
Хорошо. Предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать, на чём мы сейчас отправимся в город.
Весь день — домой и на работу
Возить людей его забота!
Точно, вовремя и ловко
Подъезжает к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, -
Пассажиры вы теперь.
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Дети: Автобус
Педагог: Правильно!
Педагог показывает макет автобуса.
Педагог: Я предлагаю вам сесть в автобус и поехать в город.
Дети рассаживаются на стульчики в «автобусе» и выполняют логоритмическое упражнение «Автобус» (Е. Железнова «Музыка с мамой»).
Педагог:
Ребята, а как нужно вести себя в автобусе? (ответы детей).
Действительно, в автобусе нужно сидеть тихо, не привлекая к себе внимания, чтобы не отвлечь водителя и не мешать остальным пассажирам. А давайте потренируемся!
4. Фонопедическое упражнение «Транспорт»
Дети называют какой- либо вид транспорта по слогам, каждый следующий слог произнося тише предыдущего (например: СА – мо - лёт).
Педагог:
Предлагаю выйти из автобуса и немного отдохнуть в городском парке. Ребята, а как правильно выходить из автобуса? С какой стороны необходимо его обойти? (ответы детей).
Дети не торопясь, не толкая друг друга выходят из автобуса, обходя его сзади.
5. Дыхательная гимнастика «Шарик»
Ребята, а как вы думаете, почему для отдыха я выбрала парк? (ответы детей) Действительно, здесь безопасно, так как рядом нет машин. Запомните, никогда нельзя выбирать местом для игр дорогу. Кроме того, воздух в парке чище, чем во дворах. Давайте подышим свежим воздухом, ведь здесь так много деревьев.
Дети выполняют дыхательную гимнастику (вдох носом - выдох ртом через «дудочку»).
6. Массаж кистей и пальцев рук шариками Су – Джок.
Ребята, посмотрите, а кто это спрятался под деревьями? Да это же ёжики! (педагог достаёт из-под дерева шарики Су -Джок ). Только странные они какие-то – зелёные, красные и жёлтые. А что вам напоминают эти цвета? (ответы детей). Действительно, это цвета сигналов светофора. А вы знаете, что эти сигналы обозначают? Давайте поиграем с ёжиками и расскажем стихотворения о сигналах светофора.
Дети берут в руки шарики Су – Джок, катают их между ладонями и рассказывают соответствующие стихотворения:
Красный свет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!
(Рассказывают дети, у которых в руках красный шарик).
Жёлтый – светит к переменам,
Говорит: «Постой, сейчас
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз».
(Рассказывают дети, у которых в руках жёлтый шарик).
Перейти дорогу можно
Лишь когда зелёный свет
Загорится, объясняя:
«Всё, иди! Машин тут нет!»
(Рассказывают дети, у которых в руках зелёный шарик).
Педагог:
Молодцы, ребята, я предлагаю вам продолжить наше путешествие.
7. Развитие общей моторики, внимания.
Педагог:
Чтобы попасть на остановку, нужно перейти дорогу. Кто знает, в каком месте необходимо переходить дорогу? (ответы детей). Действительно, только в специально отведённых местах, где есть этот знак (педагог показывает знак «Пешеходный переход»)
Давайте вместе построим пешеходный переход.
Дети под музыку делают разметку из кубиков и совершают движение паровозиком, оббежав конструкцию.
8. Артикуляционная гимнастика
Педагог:
Ну, вот мы и на остановке, что – то автобус наш запаздывает. Может пока загадки отгадаем?
Дети отгадывают загадки и выполняют артикуляционные упражнения.
1. Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода,
На лугу он не пасется,
Вдоль по улице несется.
(Автомобиль)
Давайте сделаем наши губки круглыми, как фары у машины (зубы сомкнуты, губы округлены, удерживают под счёт до пяти).
2. Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Покажем, как открываются и закрываются двери автобуса (дети под счёт широко открывают и закрывают рот).
3. Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)
Представим, что наш язычок - провода троллейбуса (рот широко открыт, язык поднимается к бугоркам за верхними зубами и удерживается там под счёт до пяти).
4. Не похож я на коня,
А седло есть у меня,
Спицы есть, они, признаться,
Для вязанья не годятся.
(Велосипед)
Давайте покажем нашим язычком, как быстро крутятся колёса велосипеда (рот широко открыт – по кругу облизывают губы слева – направо и обратно).
5. Тянется нитка
Среди нив петляя,
Лесом, перелеском,
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога)
А теперь наши язычки – длинная дорога, у кого дорога длиннее? (рот широко открыт, дети тянут языки вперёд, удерживают под счёт до пяти).
Педагог:
Молодцы, ребята. А вот и наш автобус, рассаживайтесь.
9. Двигательное упражнение «Сидим с шофёром рядом»
Сидим с шофёром рядом: (поворачивают «руль»)
Би – би – би (нажимают на «сигнал»)
Помочь шофёру надо: (поворачивают «руль»)
Би – би – би (нажимают на «сигнал»)
Машинам всем и людям (поворачивают «руль»)
Би – би – би (нажимают на «сигнал»)
Бибикать громко будем (нажимают на «сигнал»)
Би – би – би (нажимают на «сигнал»)
Педагог:
Ребята, а для чего автобусам и автомобилям нужен сигнал? (ответы детей).
Действительно, водитель предупреждает пешехода об опасности.
Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы никогда не попадали в опасные ситуации на дороге, а для этого нужно знать и выполнять правила дорожного движения.
10. Организация окончания занятия
Педагог:
Вот и подошло к концу наше путешествие, и в заключение хочется сказать:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!
Список использованной литературы:
Газета «Добрая дорога детства» №16 – 19/2013 г.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам – о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1998.
Интернет - ресурсы