Тема: «Дифференциация звуков С-З»
Задачи: развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа-синтеза.
Цели:
- Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки «с — з» на материале слогов, слов различной слоговой структуры, фраз и предложений.
- Упражняться в написании слов с аппозиционными звуками «с — з». Развивать внимани, память, самоконтроль.
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивать умение проводить рефлексию своих действийю
Оборудование: Мультимедиа, мяч, тетради, цветные ручки, символы: «глухой звук», «звонкий звук».
Прогнозируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение учащихся друг к другу
Метапредметные: умение ставить цели, планировать свои действия , высказывать свою точку зрения
Ход занятия 1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям отгадать загадки и назвать первый звук в словах-отгадках:
Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы. (санки)
От дождя спасает, а сам намокает. Хотя намокает, но не промокает. (зонт) Дети отгадывают (санки, зонт) и называют 1-й звук в словах — «С» и «З». Логопед предлагает детям вспомнить, чем отличаются звуки «С-З».
2. Развитие фонематического восприятия. Логопед называет слоги и предлагает детям показать символ звонкого звука «колокольчик», если услышат слог со звуком «з» и символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик», если услышат слоги со звуком «с»: ас, зу, асы, ис, зо, ыза, вса, уз, зна, ста, со, ску, зме, оза, вза, узу, осо. (слайд №1)
Логопед предлагает детям назвать картинки и выбрать «лишнюю» в каждом ряду: - забор, сом, роза, заяц - сумка, стул, зонт, лиса Дети объясняют свой выбор.
3. Работа со словами. (слайд №3)
Логопед предлагает детям записать слова, вставляя пропущенные буквы «з» или «с» в тетради, в два столбика. ва-а кра-ки пе-ок гла-а берё-а мо-тик я-ык бу-ы 4. Работа со словосочетаниями и предложениями. (слайд №4)
Логопед рассказывает детям, что в компьютер попал «вирус» и в словах появились ошибки: У Кати новый зарафан. В небе летит замолет. Во двор въехал грусовик. В вазе стояла мимоса. Детям предлагается исправить ошибки и записать получившиеся предложения.
Динамическая пауза:
СТРОИМ ДОМ
Стук-стук молотком
(сидя на корточках и стучать кулачками по полу)
Строим, строим новый дом.
(медленно встать)
Ты пила пили быстрей,
(руками изображаем движение пилы)
Строим домик для людей
(руки соединяем над головой, изображая крышу)
Пальчиковая гимнастика: соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку (ладони не касаются друг друга). На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные) Есть лимоны, апельсины, (средние) Дыни, сливы, мандарины,
( указательные) Но купили мы арбуз – (большие) Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой поднимается вверх)
(слайд №5) Игра: логопед бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, ребенок называет подходящее слово (выбирает из предложенных картинок) возвращая логопеду мяч.
В магазин привезли сладкие……. В зоопарке ребята видели……….. Кролику дали сочную…………… Соне подарили новые…………… Зоя и Саша на лугу пасли……….. В саду распустились красивые….. (зебра, арбузы, коза, капуста, санки, розы).
(слайд №6) Логопед предлагает детям подобрать к прилагательным: - сливовый, полосатая, железный, спелые, золотой, солнечный, морозный подходящие существительные: - сок, зебра, замок, абрикосы, браслет, свет, воздух. Назвать получившиеся словосочетания. С данными словосочетаниями дети придумывают предложения.
Работа с текстом.
(слайд №7) Дети получили «зашифрованное» послание.
Логопед предлагает прочитать текст, заменяя значки звуками «з» и «с». Дети записывают предложения, в которых встречаются слова со звуками «с» и «з». Подчеркивают буквы занятия. Перед –арей на бере-у -ели тетерева. Бе- бере-ы тетеревам -иму не пере-имовать. Поля -а-ыпаны -негом, не найти -ерна. А на ветках берё-ы -ерьги. Их и едят тетерева.
Итог. Рефлексия.
Источник: http://logoportal.ru/konspekt-frontalnogo-logopedicheskogo-zanyatiya-s-ispolzovaniem-ikt/.html