совершенствовать фонематические процессы учащихся;
развивать навыки всех видов языкового анализа и синтеза4
формировать грамматически правильную речь;
расширять словарный запас учащихся, активизировать пассивную лексику:
проводить профилактику и устранять уже появившиеся явления дизорфографии:
совершенствовать процессы восприятия, памяти, мышления:
развивать мелкую моторику, навыки правильного начертания букв.
№ п.п. | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Задачи | Время |
Орг. Момент. |
1. | Л: Доброе утро, ребята! Сегодня наше занятие пройдет в обычном режиме. Давайте запишем в тетради слово: «Занятие». | Дети готовятся к уроку, проводят оформление тетради | Привлечь внимание учащихся, настроить их на рабочий лад. | 2 мин. |
2. Основная часть |
2.1. Сюрприз |
1. | Когда дети готовятся к занятию, слышен стук в дверь. Помощник логопеда передает послание в бутылке (см. приложение 1): «Дорогие друзья! Пишет вам Витя Перестукин, вы наверняка помните моё путешествие в страну Невыученных уроков. Но это не единственное моё приключение. В этот раз я отправился в плавание по океану Звуков. Если вы нашли это письмо, то отправляйтесь в путь! Карту моего путешествия до крушения корабля вы найдете в бутылке. Буду ждать. Ваш друг Витя!» | Дети слушают послание. | Активизировать внимание, вызвать интерес и мотивацию к логопедическому занятию. Учить внимательно слушать учителя, воспринимать текст на слух. Развивать слуховое восприятие | 3 мин. |
Л: Ребята, вы готовы отправиться в плавание и помочь Вите? | Дети отвечают, что готовы. | Активизация внимания. | 1 мин. |
2.2. «Морской бой» |
2. | Л: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно подобрать подходящий транспорт. Витя оставил нам шифровку (см. приложение 2). (Обучающимся предлагается шифровка с координатами по типу морского боя.) Л: Ребята, давайте расшифруем послание и узнаем транспорт, на котором отправимся в путь. Запишите это название к себе в тетрадочки. Л: Как вы думаете, почему слово «ПАРОХОД» записано буквами красного и синего цвета. Л: Все верно! Следующей нашей остановкой будет остров Гласных и согласных. | Дети рассматривают шифровку, записывают в тетрадь название транспорта «ПАРОХОД». Дети отвечают, что синие-согласные, красные – гласные. | Развивать зрительное восприятие, внимание, аналитико-синтетическое мышление. Воспитывать умение работать в команде. | 5 мин. |
2.3. Остров гласных и согласных. |
3. | Л: На этом острове живут два враждующих племени: «Гласные» и «Согласные». Всю жизнь они воюют и пытаются выяснить, кто из них важнее. Племя «Гласные» пишут только гласными буквами, а племя «Согласные» - только согласными. И поэтому, они друг друга никак не могут понять. Давайте попробуем им помочь и исправим некоторые слова, вставив недостающие буквы. На слайде появляются слова с пропущенными буквами, дети расшифровывают их и записывают в тетради. (См. приложение 3) Л: Какие слова у вас получились? Называйте слова по очереди и старайтесь внимательно друг друга слушать и не перебивать. Л: Кто же всё-таки важнее? Гласные или согласные? Почему? Л: Готовы отправиться дальше? | Расшифровывают слова, записывают их в тетрадь. Озвучивают по очереди получившиеся слова. Отвечают, что все важны, и если одних не будет, то все слова будут непонятными. | Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, грамотного письма. Развивать графомоторные навыки учащихся. Закреплять знания о гласных и согласных. Воспитывать навыки уважительного отношения друг к другу, умение слушать и слышать друг друга. | 10мин. |
2.4. Пролив Звонких и Глухих согласных |
4. | Л: Здесь расположились на разных берегах Звонкие и Глухие согласные. Но после шторма все их вещи унесло в море, и они перепутались. Давайте поможем вернуть им свои вещи. Распределите предметы правильно. На берег Глухих согласных отправляйте предметы, названия которых начинаются с глухого согласного, а на берег Звонких предметы, названия которых начинаются со звонкого согласного. Запишите в два столбика. Проверка. Предложить прочитать одному учащемуся столбик с глухими, другому со звонкими, третий проверяет. | Дети распределяют предметы, изображенные на слайде в две стороны. Записывают в два столбика. | Совершенствование фонематических процессов, дифференциация звонких и глухих согласных. Развивать умение слушать и слышать друг друга, уважительно относиться к одноклассникам. | 7 мин. |
2.5. Страна Незнаек |
5. | Наша следующая остановка страна Незнаек. Эта страна находится очень далеко от других. Здесь живут люди, совершенно незнающие правил русского языка. Названия улиц, бульваров, проспектов, деревень, сел написаны с ошибками. Давайте поможем им исправить эти ошибки? На доске выведены названия, написанные с ошибками. Поскольку эта страна очень дальняя, помогите жителям написать приглашения в гости, чтобы как можно больше ребят узнали об этой стране и тоже смогли им помочь. | Дети читают названия, называют правила, исправляют ошибки. Правильные ответы записывают в тетради. Записывают приглашения на карточках. «Дорогие ребята! Приглашаем вас в гости. Мы живем в стране Незнаек, в _______ ________, на ________ __________.» | Развитие орфографической зоркости, закрепление знаний и умений по русскому языку. Совершенствование ЛГСР. | 12мин. |
2.6. Реставрация карты |
6. | Ребята, смотрите, часть карты от старости испорчена, буквы смыты. Давайте попробуем её отреставрировать. На обороте нарисована какая-то картинка, наверное, с её помощью мы сможем правильно собрать кусочки и вставить недостающие буквы. Учащимся предлагается разрезная картинка, на которой часть послания. «В к_нце своего п_ти вы найдете кла_. Он спрятан в кабинете номер которого начинается на звук [п`], а заканчивается на звук [т`]. Его хранит _арина _ладимировна. Удачи вам в поисках!» | Дети собирают из частей картинку, читают послание и вставляют пропущенные буквы в карточке. | Развитие орфографической зоркости, закрепление знаний и умений по русскому языку. | 7мин. |
7. | Но прежде чем вы отправитесь на поиск клада, расскажите, какое испытание стало для вас самым трудным, а какое самым легким? Какое испытание было самым интересным? | Учащиеся отвечают на вопросы. | | |