Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими логопедическое заключение «ФФНР»
Тема: Согласные звуки и буквы.
Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;
- учить соотносить согласные звуки с буквами;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез;
Оборудование и материалы: картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12), мячики «Су-джок».
Ход занятия:
Организационный момент:
- Какое сейчас время года? (зима)
- А какой месяц? (декабрь)
- Декабрь – второй месяц зимы, значит, какой он? (зимний)
2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:
- Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.
- Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звуков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.)
(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).
- Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зелёным.
- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом?
3. Пальчиковая гимнастика:
- Потренируемся немного перед занятием:
В ручку правую возьмём, (дети берут с парты мячики «Су-Джок» правой рукой)
В кулачок его сожмём, (сильно сжимают в кулачок)
Раз сжимаем, два сжимаем, (повторяют движения)
Мячик мы не выпускаем.
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём,
са | ся | са | ся |
со | сё | со | сё |
су | сю | су | сю |
сы | си | сы | си |
сэ | се | сэ | се |
Раз сжимаем, два сжимаем,
Мячик мы не выпускаем.
4. Чтение слоговых рядов:
- Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.
- Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), согласный будет произносится мягко?
- Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д.
5. «Скажи наоборот»:
- Сейчас я буду называть слоги, если услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый:
Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.
6. «Какой это звук?»:
- У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:
Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.
7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:
На столах лежат таблички (см. рисунок 1)
- Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Рис. 1
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.
8. Работа в тетрадях:
- Открываем тетради, списываем число с доски и слушаем задание. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный:
а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….
б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…
9. Физкультминутка:
«Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
10. «Сбежавшие буквы»:
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.
- Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова.
Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .
- Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.
- Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный.
11. «Найди ошибку»:
- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.
Мама режет люк для супа. – (лук)
На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)
Мы любим париться в банке. – (баньке)
На ветке сидит галька. – (галка)
12. Итог занятия:
- Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня?
- Вам понравилось занятие?