СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ и синтез слов" ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направлено на развитие навыков слогового анализа и синтеза

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ и синтез слов" ОВЗ»

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Тема: "Слоговой анализ и синтез слов"

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

  • активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитывать стремление к результату деятельности;

  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование:  доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия



I. Организационный момент.

Проговаривание хором:

Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

Ответы детей:

  • Правильно писать буквы.

  • Четко произносить звуки.

  • Проговаривать слова по слогам.

Логопед: Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

Ребята, а теперь послушайте, что я скажу: ре. Понятно, что я хочу сказать? (нет). А теперь: ка. Понятно? (нет). А если я скажу река, вам будет понятно? (да). Правильно. Ведь сначала я произносила только части слова, поэтому было непонятно, а когда части соединились, получилось слово. Как называется часть слова? (слог)

III. Основная часть

1.Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед: Внимательно послушайте и определите:

- первый звук в словах «кот», «уха», «сок».

-последний звук в словах «пар», «дом», «лак».

  1. Назови в словах гласные и посчитай слоги:

Дорога, парк, дворец, столб, стадион, район



2. Определение количества слогов в слове.

Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик  выбирает   картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Задание «Найди первый слог»

Логопед:Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

Блиц-массаж

Отдохнем немножко – разотрем ладошки. 
Чтобы лучше слушать, растираем уши. 
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда Солнце, воздух и … (вода)

Хвост пушистый – краса И зовут ее … (лиса)

Сапожник, сапожник! Скорей помоги! Совсем прохудились мои… (сапоги)

Я расчищу снег, ребята, Только мне нужна… (лопата)


 Игра «Собери слова из слогов»

На доску прикрепляются карточки с деформированными словами.

– Переставьте слоги так, чтобы получилось слово:

КА-НЕЙ-ЛИ              РИ-КУ-ЦА                МИН-ВИ-ТА             НИ-ПЯТ-ЦА
ЧИК-НЕ-КУЗ            ТА-НУ-МИ                КЕ-РА-ТА                 БОЧ-КА-БА


4. Выделение лишнего слога в слове.

Задание «Найди лишний слог»

Логопед: Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

ЧЕСКАНОК

РЕСУПА

ТЫКЛИВА

ПЕСОРЕЦ

ОГУДЕРЕЦ

СВЕКРЫЛА

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Задание «Расшифруй слова»

Логопед: Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске предъявляется запись слов:

КАПУСТА ДОР-ПО-МИ

ОГУРЕЦ ТА-КА-ПУС

ПЕРЕЦ ЖАН-БАК-ЛА

СВЁКЛА РЕЦ-О-ГУ

ПОМИДОР КЛА-СВЁК

БАКЛАЖАН РЕЦ-ПЕ

IV. Подведение итога занятия.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Конец занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!