Конспект группового занятия
Тема: Слова-действия
Цель: Согласование имени существительного и глагола в числе, активизация словаря по теме: Домашние птицы.
Задачи:
знакомство с образованием глаголов прошедшего времени единственного числа;
формирование умения правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде;
развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия;
формирование интереса к занятиям,
расширение словаря по теме: Домашние птицы.
Зрительный ряд: демонстрационный материал — картинки с изображением домашних птиц; раздаточный материал — карточки с изображением домашних птиц.
Ход занятия
Организационно-подготовительная часть занятия.
Фонетическая зарядка: Как кричит утка-кря-кря;
как кричит гусь- га-га;
как кричит петух- ко- ко.
Основная часть занятия.
Отгадайте загадки:
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко —
Ребятишек покормлю. (Курица.)
Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
«Спать пора!» — поет... (Петух.)
Явился в желтой шубке:
Прощайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
— Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня... (Индюк.)
Логопед: Как можно назвать их одним словом?
Какие это птицы? (Домашние.) Почему?
Игровое упражнение «Подбери слова-действия» Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».
индюк- кричит, шипит;
индюки — кричат, шипят;
Курица- кудахчет, клюет, смотрит;
куры – кудахчут, клюют, смотрят;
гусь- гогочет, плавает, щипает;
гуси- гогочут, плавают, щипают;
утка – крякает, прыгает;
утки –крякают, прыгают.
Договори действие
Курицы бегут и цыплята тоже…
Гуси спят и гусята тоже…
Индюки стоят и индюшата тоже…
Утки плывут и утята тоже…..
Наши пальцы упражняем
И слова запоминаем.
Сели куры на забор
Соединить концы большого и указательного пальцев «клюв» на «клюв»
И пустились в разговор:
Веерообразно друг на друга накладывают остальные пальцы- это «гребешок»
Ко-ко-ко (2 раза)
Поочередно соединить большой палец и указательный, средний.
Мы взлетели высоко.
Безымянный, мезинец.
Найди ошибки
Курицы умеют плавать.
У уток длинные шеи.
У гусей цыплята.
У куриц индюшата.
Игровые упражнения «Подбери слова»
слова-действия:
Девочка кормит утку. Девочки кормят уток. Девочка поит утку. Девочки поят уток. Как еще ухаживают девочки за птицами?
Найди схему обозначающую слово-действие
Составление описательных рассказов по плану
На картинки посмотри
Обо всем нам расскажи
По порядку говори
Ничего не пропусти
Это курица Ряба. Бабушка ухаживает за курицей, и Таня ухаживает за курицей. Они вместе ухаживают за курицей. Бабушка дает корм курице. Таня наливает воду курице Рябе. Курица несет яйца для Тани и бабушки.
3. Итог занятия
О чём сегодня говорили на занятии? С какими словами работали?
На какие вопросы отвечают слова-действия? Как подчёркиваем слова-действия?
Из чего состоят предложения?
Занятие окончено.