Конспект подгруппового логопедического занятия «Домашние животные» в средней группе для детей 4–5 лет с ТНР
Цель занятия: актуализация знаний детей по теме “Домашние животные”.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей; навыки словообразования, подбора слов-антонимов и употребления в речи простых предлогов;
- развивать умение составлять описательные рассказы;
II. Коррекционно-развивающие:
- активизировать мышление с помощью дидактических игр;
- развивать внимание, быстроту реакции и сообразительность;
- развивать общую моторику, координацию движений с речью.
III. Коррекционно-воспитательные:
- прививать бережное отношение к домашним животным.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о домашних животных.
Я получила письмо от бабушки Нюры. Она приглашает нас к себе в гости, в деревню, где живут домашние животные. А вы хотите побывать в деревне? (Да!)
Замечательно! Как мы отправимся в деревню, вы узнаете, отгадав загадку:
Чемпионка в быстром беге,
Я, порой, вожу телеги.
Дядя конюх мне принёс
Воду, сено и овёс.
Дети: это лошадь!
Правильно, ребятки! Во время нашего путешествия мы поиграем с нашими язычками, щечками и губами!
Артикуляционная гимнастика. А поедем мы в деревню на лошадках. (Дети бегут голопом по кругу и щелкают языком).
Вот мы с вами и оказались в деревне. Давайте немного отдохнем после дороги, садитесь, на стульчики и не забывайте держать спинку ровно, а я сейчас расскажу вам сказку. Жила-была кошка, и была у нее чашка-вот такая (упр. чашечка) И она очень любила лакать из нее молоко-вот так (упр. Киска лакает молоко, а потом умываться-вот так (упр. вкусное варенье). Кошка дружила с собакой и они часто играли в догонялки-вот так (упр. часики). Когда собака догоняла кошку, она тихонько кусала ее за хвост –вот так (самомассаж языка, кошка сердилась-вот так (упр. киска сердится, поднимала свой хвост (упр. парус) и прыгала на заборчик -вот такой (упр. заборчик). После такой игры собаке становилось жарко-вот-так (упр. лопата). Кошка спрыгивала с заборчика (вот такого) и они мирились с собакой –вот так (упр. улыбка). Потому что кошка и собака были лучшими друзьями!
Ребята, о ком мы сейчас говорили? (о кошке и собаке). А каких еще домашних животных вы знаете? (ответы детей). А почему их называют домашними? (Потому что они живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, кормит, поит, убирает за ними, гуляет с ними). А где же бабушка Нюра? Давайте её позовём! (зовут)
В группу с громким оханьем вбегает бабушка Нюра, она чем-то обеспокоена.
Бабушка Нюра: Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы приехали ко мне в гости, но только вот..мне сейчас совсем не до гостей…У нас в деревне страшный переполох! Все детеныши домашних животных потерялись и мамы и папы не могут их найти! Что делать?
Не переживай, бабушка Нюра! Мы с ребятами поможем найти детёнышей домашних животных.
Ребята, давайте сначала подойдем ко взрослым животным и посмотрим детеныши каких животный потерялись. Кто же здесь? (Корова, коза, собака, кошка, свинья и лошадь). Корова потеряла телёнка, коза потеряла козлёнка, собака потеряла щенка, кошка-котенка,свинья-поросенка, а лошадь-жеребенка.
А теперь давайте поищем пропавших детенышей в деревенском дворе, может быть, среди запасов на зиму кто-то спрятался? (на столе стоят заранее приготовленные контейнеры с природными материалами, в которых спрятаны фигурки детенышей домашних животных. Контейнеры. прикрытые салфетками).
Витя, кого ты нашёл? (Я нашёл телёнка). А среди каких запасов на зиму ты их нашёл? (Я нашёл телёнка в горохе).
Молодец, отведи телёнка к маме.
А кого нашла ты, Саша? (жеребёнка).
А в чем спрятался жеребёнок? (В сене).
Никита, а у тебя получилось найти пропавшего детёныша? (Да, я нашел котёнка).
А в чём он спрятался? (В фасоли).
Хорошо! Отведи его к маме!
А кого нашла ты, Стеша? И в чем спрятался пропавший детёныш? (Я нашла поросенка. Он был в желудях).
Отлично! Отведи его к маме!
Ксюша, а у тебя получилось найти детёныша? (Да, я нашла щенка! Он спрятался в гречке.)
Молодец! Отводи его к маме!
Бабушка Нюра: Какие вы молодцы! Каждому детенышу нашли свою маму! Ребята, а можно я с вами поиграю? А играть мы с вами будем на свежем воздухе. Воздух в нашей деревне очень чистый. А чтобы быть здоровыми и сильными нужно правильно дышать!
Давайте веселиться! Устроим снежную вьюгу, подуем, сделаем ветер. Вдох делаем носом, выдох ртом, щеки не раздуваем, плечи опускаем.» (2 раза, а теперь сделаем 3 коротких вдоха носом и один плавный выдох ртом.
Вот так вьюга у нас получилась, сразу холодно стало! Ребята, давайте погреемся! Хотите? (Да!)
Подвижная игра с элементами логоритмики «Давайте, погреемся!» -играет фонограмма ушки мерзнут (растираем их 2 раза, ножки мерзнут (растираем их 2 раза, бровки мерзнут (растираем их 2 раза, ручки мерзнут (растираем их 2 раза) и т. п. Потом логопед намеренно путает детей и говорит одно указание, а движение показывает другое. Дети должны внимательно слушать и выполнять речевую команду. Например, показывает на логти, а растирает щечки и т. п.
Бабушка Нюра: Как с вами интересно, ребятки! Но мне пора бежать, кормить своих животных! Приезжайте к нам в деревню еще! До новых встреч! Спасибо, большое, за вашу помощь! До свидания!
Ребята, а мы с вами продолжим гулять по деревне и играть в интересные игры! Согласны? (Да!)
Садитесь на стульчики и приготовьтесь играть в игру «Правда или неправда».
Правда, что когда котенок вырастет, то он станет кошкой или котом? (Да)
А правда, что когда жеребенок вырастет, то он станет свиньей? (Нет).
Кем же он станет? (Лошадью или конём)
Правда, что когда козлёнок вырастет, он станет козой? Или козлом? (Да).
А правда, что когда щенок вырастет, то он станет коровой? (Нет, он станет собакой.
Молодцы ребята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!
А чтобы поиграть в следующую игру, нам надо, чтобы наши ушки были внимательными, а для этого надо их разбудить!
Самомассаж ушных раковин. Ушки непослушки, только у вреднюшки, а у хороших ребят ушки слушать хотят.
Опустили, потянули, вверх подняли, не уснули!
Д/и «Внимательные ушки» Логопед : Мы сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду называть слова правильно и неправильно, когда я буду произносить слово правильно-вы будете ловить это слово, хлопая в ладошки, а когда я буду произносить слово неправильно-вы будете топать ногами. Даша, что ты сделаешь, когда услышишь правильное произношение слова?
Начинаем играть! Коська, котька, кошка; "сябяка", "бабака", "собака", "кабака", "колева", "ковова", "колова", корова", "лосять", "восять", "уошадь", "лошадь".(На каждое слово дается реакция детей.) Молодцы ребята, у вас очень внимательные ушки!
Ребята, а вы помните, что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми? (делать зарядку и заниматься физкультурой!)
Правильно! А ещё очень полезно делать разминку!
Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)
Я – приветливая киска. (останавливаются, лицом в круг)
Кверху – кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках. («коготочки» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь и дут по кругу, крадучись)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно- (останавливаются, встают лицом в круг) Я царапаюсь ужасно. (показывают «коготочки»)
И мы сейчас с вами сядем за столы и поиграем в игру «Назови ласково».
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково? Животные тоже это любят.
Давайте назовём наших животных ласково.
Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка
Корова- коровушка
Овца- овечка
Молодцы!
Ребята. Вам понравилась поездка в деревню? (Да!) И мне понравилась!
Но для этого надо вспомнить, куда мы сегодня ездили и кому помогали? (Мы сегодня ездили в деревню.)
А кто нас туда пригласил? (бабушка Нюра)
А какой хороший поступок мы сегодня совершили? (Мы помогли бабушке Нюре и нашли детенышей домашних животных.
Молодцы! Я вами горжусь! И жду вас в гости завтра!