Название НОД, оборудование Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. | «Сказка о Маше растеряше» Оборудование: мяч, иллюстрации – Маша, Кот в сапогах, панама, шорты, платье, брюки, куртка, шапка, сарафан, рубашка, носки, футболка, купальник, коробочка с ватными шариками |
| Задачи НОД | Ход НОД |
Подготовительная часть | Организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внимание, развивать чувство темпа движений, развивать координацию движений | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку и встретимся с одной девочкой. Только давайте сначала будем с вами учиться маршировать. Упражнение «Шагайте наши ноги» Дети строятся в одну колонну на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Ставят руки на пояс. Сначала учатся маршировать под счет 4/4 (раз, два, три, четыре) без музыки, высоко поднимая колени, оттягивая носок вниз. На счет «раз»дети делают шаг вперед левой ногой и продолжают маршировать с продвижением вперед, а затем по команде «шаг на месте» маршируют на месте. Далее дети шагают под музыку и под счет педагога. Вместо музыкального вступления педагог дает счетную команду «три-четыре», а на счет «раз» дети делают первый шаг. На первый восьмитакт (счет «раз, два, три, четыре» звучит восемь раз) дети шагают с продвижением вперед, на второй восьмитакт по команде «Шаг на месте» маршируют на месте. Дети заканчивают марш по команде «Стой!», сделав еще шаг вперед и приставив левую ногу к правой (команда подается на «раз» последнего такта). На последующих занятиях дети выполняют это упражнение с опущенными руками, свободно раскачивая ими, не поднимая выше пояса. Инструкция. – Встаньте в колонну друг за другом и вытяните руки вперед. – Держите это расстояние. – Поставьте руки на пояс. – Начинайте шагать вперед на счет «раз» с левой ноги. – На каждый счет делайте один шаг. – Колени поднимайте высоко, носок тяните вниз. – По команде «Шаг на месте» шагайте на месте. – По команде «Стой!» остановитесь, сделав еще один шаг и приставив ногу на счет «раз-два». – А теперь шагайте под музыку и слушайте счет. – Опустите руки и раскачивайте ими при ходьбе под музыку и счет. |
Основная часть | Развитие внимания, мышления | Жила-была девочка Маша. Была она страшная лентяйка и неряха. За вещами не следила, всегда их разбрасывала. Если Маша собиралась гулять, то целый час искала свои вещи. И вот однажды возле ее дома проходил Кот в сапогах. Увидел в окошко, какой беспорядок у Маши, и решил ее немного проучить. Взял и спрятал все ее вещи. Ой, как стало Маше плохо! Ей на улицу гулять пойти хочется, а юбочку, носочки, кофточку, панамку (показать картинки) найти не может. И поняла Маша, что за вещами ухаживать надо и бережно к ним относиться. Ребята, а кто из вас поможет Маше разобрать вещи в шкафу? Игра «Разложи вещи по сезону». По сигналу «Лето» «Зима», «Осень», «Весна» дети выбирают картинки и классифицируют соответственно по сезону, назначению. |
Развитие периферических отделов речевого аппарата, голоса | Давайте скажем Маше, как вас, ребята, зовут. «Громко — тихо» Дети стоят по кругу. Логопед произносит: «Каждый имя свое знает, громко - тихо называет». «Высоко — низко» Дети стоят по кругу. Взрослый произносит: «Каждый имя свое знает, басом - тонко называет». |
Развитие фонематического восприятия | Игра в мяч «Четвертый лишний». Шорты – майка – мяч – шапка Кофта – яблоко – шуба – блузка Юбка – одеяло – комбинезон – футболка Банка – гольфы – куртка – джемпер Чашка – плащ – жилет - рубашка |
Развитие дыхания, выработка направленной воздушной струи | А теперь для Маши давайте споем песенки (пропевание гласного звука три раза на одной ноте на одном дыхании) ААА, ООО, УУУ, ЫЫЫ, ЭЭЭ, ИИИ. Ребята, а вы знаете из чего делают ткани? ( из хлопка, их шерсти, из синтетических нитей) Сегодня я принесла вам коробочку хлопка. Он растет в теплых странах, где дует теплый ветер. Давайте положим его на ладошку и покажем, как дует теплый ветер на него. |
Развитие артикуляционного аппарата, мимики | А теперь давайте вместе с Машей поиграем и сделаем «Мимическую зарядку» | Здесь живет Хмурилка, | Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей. | Здесь живет Дразнилка, | Упражнение «Змея», ребенок показывает язык. | Здесь живет Смешилка, | Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается. | Здесь живет Страшилка. | Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. | Это носик Бибка! | Указательные пальцы сведены на кончике носа. | А где твоя улыбка? | Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога. |
|
Развитие чувство смены музыкального размера | Упражнение «Передай платок» (Нотное приложение. Часть 1 «Вальс» Часть 2 «Плясовая», муз. Т. Ломовой Стоя лицом в круг, под музыку (нотное приложение, часть 1) вальса дети передают платок друг другу, при этом делают поклон. Со сменой музыки на плясовую (нотное приложение, часть 2), ребенок, у которого оказался в руке платок, выходит в круг и танцует, размахивая платком. Остальные хлопают ему в такт музыке. Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платка может происходить как в правую, так и в левую сторону. – Встаньте лицом в круг. – С началом музыки плавно начинайте передавать платок друг другу. – На длинный звук передайте платок и поклонитесь. – Передавайте платок, пока не изменится музыка. – Когда зазвучит плясовая музыка, тот, у которого окажется платок, выходит в круг и танцует, размахивая платком. – А вы ему хлопайте. Игра повторяется несколько раз. |
Развитие мелкой моторики | «Большая стирка» | Раз, два, три, четыре, пять – Будем вещи мы стирать: Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки, Шарф и шапку не забудем, Их стирать мы тоже будем. | Последовательно соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших. Загибать по одному пальцу, начиная с большого Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя. | |
| |
Заключительная часть | Восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, подведение итогов занятия. | Вот и стала наша Маша опрятной аккуратной, научилась складывать и стирать свои вещи, спасибо вам, ребята. Понравилась вам сказка? А что вам больше всего понравилось делать? Давайте попрощаемся с Машей и отправимся в группу. |