МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска
Конспект мастер-класса по теме:
Крупотерапия, как средство развития речи и познавательной деятельности
детей дошкольного возраста
Подготовила: учитель-логопед
Горьковская А.А.
г. Волгодонск
2017 год
Крупотерапия, как средство развития речи и познавательной деятельности.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – это дошкольный возраст, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, мышление, восприятие, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Не зря существует выражение, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.
Одной из нетрадиционных форм работы с детьми, направленной не только на развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, способствует развитию речевой деятельности, но и на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста - является крупотерапия.
Применение крупотерапии позволяет решить сразу несколько коррекционно - развивающих задач:
- Развивать тактильно — кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
- Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности;
- Расширять словарный запас;
- Развивать связную речь и лексико - грамматические представления;
- Снимать мышечную напряженность;
- Стабилизировать эмоциональное состояние;
- Развивать познавательную активность.
Примененять крупотерапию рекомендуется в ходе образовательной, подгрупповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности.
Работая по данной технологии необходимо соблюдать основной принцип дидактики: от простого к сложному. Поэтому подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Использовать в работе можно различные виды крупяных, зерновых и бобовых культур: просо, гречиха, рис, кукуруза, ячмень, овёс, пшеница, горох, фасоль, чечевица.
Для внедрения этого метода понадобится следующие материалы и оборудование: подносы, картон, пластилин, бумага, клей, краски, мелкие игрушки пластиковые тарелочки, бутылочки и т.д.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей.
Широко известны следующие приемы:
-Рисование на подносе. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно! Для детей младшего возраста это могут быть линии, домики, заборы, солнышко, облака или геометрические фигуры. С детьми постарше можно изучать буквы, при этом придумывать слова с заданным звуком, писать короткие слова ,цифры, решать примеры и задачи , рисовать целые пейзажи. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
-Не менее эффективен прием «сухого бассейна».
Для этого нужна небольшая емкость, таз. Наполняется он горохом, фасолью или рисом. В «сухой бассейн» можно положить мелкие игрушки, камушки и дети младшего возраста будут с интересом "искать клад".
С возрастом дети уже могут выполнять задания с определенным условием. Например, найти какой либо вид транспорта, животное, фрукт или овощ и т.д. Можно попросить ребенка описать найденный предмет, рассказать о его применении, люди каких профессий могут использовать данный предмет и для чего.
Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:
- массаж ладоней;
- раскладывание в мисочки, бутылочки с узким горлышком;
- выкладывание геометрических фигур, растительных орнаментов, силуэтов предметов по любой изучаемой лексической теме;
- выкладывание цифр, букв;
-использование бобовых в качестве счетного материала;
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
Велико разнообразие поделок, которые можно изготовить из круп и бобовых. Кроме доставленного удовольствия такая работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность, творческие способности.
Используя метод крупотерапии на занятиях, отмечается улучшение мелкой моторики, улучшается тактильно-кинестетическая чувствительность, понижается мышечная напряженность, расширяется словарный запас детей, развивается познавательная деятельность, повышается работоспособность, снижается уровень утомляемости. Таким образом, можно утверждать, что этот нетрадиционный метод прост, но очень эффективен в своем использовании.