Сценарий лингвистической квест-игры
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям
Участники: ученики 5-6 классов
Продолжительность квеста: 1 час
Место проведения: учебные кабинеты, территория школы
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
Развивающие цели:
Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;
Воспитывающие цели:
Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка. Интернет, оборудование для мультимедиа.
Ход мероприятия:
«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».
Глаголы русских мудрецов
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!
Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.
Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.
Ведущий 2. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.
Ведущий 1. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…
Ведущий 2. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.
Ведущий 1. Нам повезло!
Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).
Ведущий 1. Это ли не повод, чтобы гордиться…
Ведущий 2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту. СЛАЙД.
Разминка
Ведущий 1: Для того чтобы отправиться в путешествие по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:
(Вопросы задаются командам по очереди.)
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
Ведущий 1: Итак, у нас 5 команд. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка. (Идёт вручение ключей).
Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что
за каждый правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!
1 этап Станция «В мире слов»
- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание: (оценивается в 5 баллов)
Объясните значения устаревших слов.
| |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
| |
| |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеницы Уста Выя Чело Перст Комонь | Глаза Губы Шея Лоб Палец Конь |
| |
| |
2 задание (оценивается в 5 баллов)
Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
2 этап «Станция Волшебная шкатулка»
- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
Ведущая:
- Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
3 станция «Удивительная фразеология»
(по 1 баллу за верный ответ)
(презентация)
4 Станция «Дерево мудрости»
Одним из самых главных славянских богов считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. В нашем языке от слова «РОД» образовано много родственных слов. Запишите их. За каждый правильный ответ – 1 балл.
(время ограничено 1.5 минуты)
Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
5 станция «Шифровальщик»
- Рассмотрите расписание уроков, и расшифруйте все предметы .
история, математика, русский язык, география, рисование, физкультура
6 станция «Поэтическая »
Задание : Задание оценивается до 10 баллов:
За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними
четверостишие.
1 команда: слово, учитель, урок. 2 команда: музыка, голос,звук.
Подведение итогов:
Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!
Ведущий: Пословицы шутят
Найдите ошибки:
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Голод не щётка.
Трус своей лени боится.
Жди у горя погоды.
Толочь соду в ступе.
Ведущий: Продолжи пословицу:
Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда)
Любопытной Варваре … (на базаре нос оторвали)
Не зная броду … (не суйся в воду)
Пол лежачий камень … (вода не течёт)
Делу время … (потехе час)
Взялся за гуж … (не говори, что не дюж)
Чем дальше в лес … (тем больше дров)
Маленькое дело … (лучше большого безделья)
Век живи - … (век учись)
Жизнь прожить … (не поле перейти)
8