| 2.2 Подготовка к восприятию нового материала. | - Вечный огонь символизирует вечную память о солдатах, не вернувшихся с войны. Как вы думаете, о какой войне идёт речь? - Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством. На столах у вас есть карточки, которые помогут найти ответы на вопросы. -Какие смысловые ассоциации у вас возникли? - Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Что такое эпитет? Какая она - война? - Какие чувства у вас вызывает война? | О Великой Отечественной войне, войне с немцами. смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач. жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская тревожные, беспокойные, печальные, горькое. | Слайд 5. Детям выдаются карточки, в которых перечислены разные ассоциации. На доске вывешиваются карточки с названными ассоциациями. |
| Открытие нового знания. Физкультминутка 3.3. Этап включения изученного в систему знаний | - Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю. Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Вспомним, как это было. - 1 группа получает задание: с помощью энциклопедии ответить на вопрос: Когда началась и когда закончилась ВОВ? -2 группа получает задание: с помощью справочника по истории ответить на вопрос: Какие страны участвовали в этой войне? -3 группа получает задание: с помощью энциклопедии ответить на вопрос: Кто был главнокомандующим в странах-участницах? Чем закончилась ВОВ? -Вот мы и перенеслись на 75 лет назад! Сейчас мы сможем приоткрыть одну из печальных и героических страниц той войны! - Каждая пара получает текст с описанием основного сражения в ВОВ. Ваша задача - преобразовать текст в таблицу. А потом расскажем друг другу о тех давних событиях. "На старт! Внимание! Марш!" Ровным строем мы идём-раз, два, три. В барабаны звонко бьём- раз, два, три. Мы летим, как самолёт-раз, два, три. Ускоряется полёт-раз, два, три. Пересели в вертолёт-раз, два, три. На ракете полетим - раз, два, три И всех-всех опередим- раз, два, три. Поплывем на корабле - раз, два, три. Нас качает на волне - раз, два, три. Наши пушки метко бьют- раз, два, три. Нашей Армии салют! Раз, два три! - Но не сразу удалось нашим воинам- защитникам прогнать врагов. Народ нашей страны встал на защиту родной земли. Много людей погибло в то далекое суровое и страшное время. - Ребята, как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие? - Как называют героический самоотверженный поступок? И таких героев, совершавших подвиг, было очень много. Словесная игра: «Каким должен быть воин?» - Передавая звезду по кругу, назовите качества воина-защитника. - Одними из таких героев были наши земляки Шкаров Пётр Дмитриевич и Шкурин Николай Фомич, внучкой которых является ученица 10 класса нашей школы Шкарова Яна, она расскажет нам о своей исследовательской работе. А вы подумайте, смогли бы провести такую работу и о ком бы вы могли нам рассказать? - Но не только люди были героями – героями были целые города. - Го́род-геро́й — высшая степень отличия, которой удостоены города Советского Союза, прославившиеся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны. - Для того чтобы узнать количество городов-героев, вам необходимо выполнить задание. Игра «Найди ошибку». Количество орфографических ошибок будет равно количеству городов-героев. Ребята, у каждого из вас на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа, в нём будут орфографические ошибки, которые вам надо найти. Победит тот, кто за короткое время правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. - Задание выполнено правильно. 12 городов-героев и одна крепость. Вспомнить все города за 1 урок мы не успеем. Сегодня я хочу поговорить с вами о судьбе одного города, название которого вы сегодня уже слышали. Отгадайте его: блокада этого города длилась 900 дней. Ежедневные бомбежки, холод, болезни, тысячи погибших, но самым страшным был голод. - Запасы продуктов уменьшались с каждым днем. Ежедневно каждому жителю выдавали паек. Это хлеб. Но не такой белый, мягкий и душистый, как едим ежедневно мы с вами. В состав этого хлеба входили: отходы, получаемые при обмолоте и очистке зерна, опилки, отруби и небольшое количество муки. Но и его выдавали ограниченное количество. - Кто из вас знает, сколько граммов хлеба выдавали в день каждому жителю блокадного Ленинграда? Эту практическую задачу мы с вами сегодня решим. Задача. На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки на 20 граммов меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда. - Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? - Конечно, нет. Много горя принесла война. Некоторые небольшие города и села, фашисты сожгли полностью. Не осталось ни одного дома, ни одного человека. Много погибло солдат, женщин и детей. -Ребята, какие еще города герои вы помните? О них мы поговорим в следующий раз. | Поиск информации на заданный вопрос. Ответы детей. Оценка работы группы другими ребятами с использованием звёзд (зелёная, красная) Работа с текстом, выделение основных фактов сражения и фиксирование информации в таблицу. Марш на месте. Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны. Руки в стороны, раскачивание. Ускоряем движение. Руки перед собой, изображаем пропеллер. Руки вытягиваем над головой, соединяем ладони. Не меняя положения рук, приседаем и выпрыгиваем вверх. Руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону. Боксирующие движения руками. Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладоням и хлопаем. Герой. Подвиг. Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, могучий, героический и т. д. Дети рассматривают лэпбук. Ответы детей на вопрос. Дети выполняют задание. Ленинград. 1) 40 - 20 = 20 (гр.) – вес муки. 2) 20 + 5 = 25 (гр.) – вес отрубей. 3) 40 + 40 + 20 + 25 = 125 (гр.) – вес кусочка хлеба. Ответ: 125 гр. весил кусочек хлеба в блокадном Ленинграде. Ответы детей. | Работа в группах. По итогам работы в группах на доске составляется интеллект-карта Работа в парах. В ходе работы заполняется интеллект-карта Слайд 7. Слайд 8. К интеллект-карте добавляется надпись «Герои войны» Дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества воина-защитника Слайд 9, 10, 11. Табличка «Города-герои» Слайд 12. Проверка по эталону. Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. Дети решают задачу в тетради. Слайд 16. |
| | - Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем? - Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. - Ребята, подумайте, в какой раздел мы можем поместить фронтовое письмо? -Посмотрите отрывок постановки «Письмо с фронта» и ответьте на вопрос: «Почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?» Ведущая Письмо… Держу его в руке… Что в этом маленьком конверте? Конечно, грусть в любой строке А вдруг и весть о чьей-то смерти? Солдат, сидит на пеньке и пишет письмо. Звучит первый куплет песни Ю. Началовой «Письмо с фронта». По окончании песни свет направляется на стол, за которым сидит и проверяет тетрадки учительница, рядом сидит девочка с куклой, мальчик постарше пишет в тетради. Слышится стук в дверь. Учит. : Кто там, входите! Почтальон: Доброго вам всем дня, а я к вам с хорошей новостью, письмо вам от мужа вашего, (обращаясь к детям ) от папки. Учит.: Жив, жив родненький, жив наш папка. Митя: Я же говорил, что живой, я же ему уже письмо пишу! (Учит. берет письмо, разворачивает конверт, начинает читать про себя) Почт.: Вижу, все хорошо у вас, ну тогда оставайтесь с радостью вашей, всего вам доброго, дальше пойду, еще письма есть. Учит.: Всего вам хорошего, спасибо за письмо. (Почт. уходит , учит . с детьми читают письмо) «Привет с фронта. Здравствуйте, моя дорогая жена Таня и дорогие детки Сонечка и Митенька. Кланяюсь я вам, свой пламенный и дорогой привет. И желаю вам всего хорошего в вашей жизни. А моя жизнь военная, передышки между боями. Скучаю по вам, мои дорогие, и надеюсь на скорую встречу. Пишу вам каждую пятидневку. Очень жду письма. Поцелуй деток, моя дорогая Танечка. Жди! Ваш муж.» Ведущая: (под тихую музыку) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты напиши мне письмо, дорогая, в пылающий адрес войны. - Почему же солдату было важно знать, что его ждут дома? - Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили. - Посмотрите на огонь свечи и задумайтесь: «Почему память о войне остаётся в наших сердцах?» - Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж. Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет. Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет! | Это письмо треугольной формы, без марки. Дети рассматривают слайды. Правильно, в разделе «Память о войне». Ответы детей. Стихотворение читает заранее подготовленный обучающийся. | 4 детей участвуют в сценке, остальные смотрят и после просмотра отвечают на поставленный вопрос. Слайд 19. Дети держат свечи. Метроном. Минута молчания. |
V. | Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Инструкция по выполнению. | - В начале урока мы поставили вопросы, ответы на которые хотели узнать. - На все ли вопросы вы нашли ответ? Свой ответ можно начать со слов: - Сегодня я узнал… - Мне понравилось на занятии… - Мне было трудно… - «Почему память о войне остаётся в наших сердцах?» - «Для меня День Победы - это…» «Я сегодня узнал…» «С сегодняшнего дня я буду…» - Оцените свою работу на уроке. Если вы активно работали, вы получили новые знания, то передвиньте вашу звезду выше. Если у вас ничего не получилось, вам было не интересно, то оставьте вашу звезду в нижней части ленты. Спасибо за вашу работу, группа №1 сегодня была самая активная, группа №2 – самая внимательная, группа № 3 – самая старательная. 1 группа. – Напишите письмо ветерану. Выразите свое отношение к его поступкам. Найдите слова благодарности и поддержки. 2 группа. - Творческое задание. Используя стихи, картинки - выполните плакат к 9 мая. 3 группа. Обращение к молодому поколению (Письмо в будущее). Выразите словами неприятие войны. Приведите аргументы. -Спасибо за урок, урок окончен. | Дети отвечают на вопросы. | Оценивают свою работу с помощью звёзд на ленте времени. |