СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мини-лекции "Особенности проектной деятельности

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация отражает специфику учебного проекта и предназначена для помощи обучающимся и педагогам-наставникам при осуществлении проектной деятельности в образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мини-лекции "Особенности проектной деятельности»

Мини-лекция «Особенности проектной деятельности»

Проектная деятельность – это современная образовательная технология, которая реализует связь обучения с жизнью и формирует активную, самостоятельную позицию обучающегося.

Проектная деятельность обучающихся связана с применением метода проектов и выражается в разработке и реализации различного рода проектов.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу обучающегося, скажем, реферат или доклад, но это НЕВЕРНО.

Можно найти разные определения понятия «проект». Приведем некоторые из них.

В узком смысле проект – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

В широком смысле:

1. Проект – это совокупность проблемы, замысла ее решения, средств его реализации и получаемых в процессе реализации результатов.

2. Проект – это комплексное, не повторяющееся мероприятие, предполагающее внедрение нового, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению.

3. Проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определенные начало и конец) в целях получения уникального результата.

4. Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но, в тоже время, определенного результата.

5. Проект - временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.

Т.о., обобщенное понимание проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, которые направлены на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Проекты бывают разными:

  • по доминирующей в проекте деятельности он может быть исследовательским, информационно-познавательным, творческим, прикладным, социальным;

  • по предметно-содержательной области он может быть монопроектом (в рамках одной области знания) или межпредметным проектом;

  • по количеству участников проект может быть индивидуальным и коллективным;

  • по продолжительности выполнения проект может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 2-х лет) и долговременным (3 года и более).

Специфика проектов раскрывается в первую очередь через доминирующую деятельность участников:

  • исследовательский - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы;

  • информационно-познавательный - сбор информации об объекте или явлении для анализа, обобщения и представления широкой аудитории;

  • творческий - решение практических задач через создание креативного продукта;

  • прикладной - решение практических задач через создание и внедрение полезного продукта/полезной модели;

  • социальный - привлечение интереса общественности к социальной проблеме и ресурсам для её решения или снижения остроты.

Особое место в проектной деятельности занимают исследовательские проекты. Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.

Компонентами любого проекта являются:

  • проблема;

  • цель проекта;

  • план действий по достижению цели (задачи);

  • механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией плана);

  • ресурсное обеспечение проекта;

  • действия, обеспечивающие реализацию проекта;

  • проектный продукт (результат проекта);

  • эффекты от внедрения проекта.

Подчеркну, что цель проекта определяется в процессе поиска решения сформулированной проблемы и тесно связана со снятием противоречий, которые лежат в основе проблемы. Конкретная формулировка цели возникает из проблемы и является «прообразом» проектного продукта.

Как любая деятельность работа над проектом состоит из этапов: подготовительного, деятельностного, результирующего.

Подготовительный (организационный) этап - определение темы, поиск и анализ проблемы проекта, генерирование идеи, постановка цели и задач проекта.

Деятельностный этап - анализ имеющейся информации, сбор, изучение и обработка информации, построение алгоритма деятельности, выполнение плана работы над проектом, внесение (по необходимости) изменений в проект, создание и внедрение проектного продукта.

Результирующий этап – защита/презентация проекта и оценивание/анализ результатов проекта.

Результатом проектной деятельности – проектным продуктом - может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, научная статья, тезисы выступления на конференции, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты;

  • мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, публикация, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление помещения или организация пространства, учебное пособие, (в т.ч. электронное), выставка, презентация, исследовательская работа, система мониторинга, система студенческого самоуправления, пакет методических рекомендаций, справочник, прогноз, клуб, студия, школа, фирма, общественная организация или движение, законопроект, сценарий праздника, фестиваля, игры, карта, коллекция, атлас или иной продукт, выполнение которого обосновано автором проекта.

По сути, проектная деятельность представляет собой циклический процесс, где реализация проекта/внедрение проектного продукта становится точкой отсчёта для выявления новых проблем/противоречий, постановки целей, планирования действий, разработки, создания и внедрения нового продукта.

Отличительными чертами проектной деятельности, определяющими её особенности, выступают:

  1. Практикоориентированность - нацеленность на решение конкретных проблем, имеющихся в социальных практиках.

  2. Нацеленность на проблему – противоречие между тем, что есть, но чего быть не должно или тем, чего нет, но должно быть.

  3. Временные рамки - ограниченность во времени, выражающаяся в сроках реализации проекта.

  4. Наличие проектного продукта в качестве результата проектной деятельности.

  5. Уникальность и новизна, связанные с проектным продуктом. (Проектный продукт отличается новизной и уникальностью.)

  6. Ориентация на результаты – планируемые положительные эффекты от внедрения проекта, выражающиеся в улучшении реальности, решении проблем или снижении их остроты.

  7. Опора на ресурсы (информационные, материальные, людские, административные и проч.), которые имеются и которые можно привлечь.

  8. Учёт рисков – трудностей, с которыми можно столкнуться в ходе реализации проекта и которые нужно минимизировать (т.е. уменьшить их вероятность).

Завершая выступление, хочется подчеркнуть, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей, - поэтому приобщение к проектной деятельности, овладение методом проектов является важной компетенцией молодого человека не только в профессиональной сфере, но и в выстраивании жизненного сценария в целом.

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!