СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов, применяются различные виды деятельности: работа со слайдами презентации, с учебником, с раздаточным материалом, заслушивание сообщений, «рассказ» от имени деревьев, выполнение заданий в рабочей тетради.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение"»

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.


Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов, применяются различные виды деятельности: работа со слайдами презентации, с учебником, с раздаточным материалом, заслушивание сообщений, «рассказ» от имени деревьев, выполнение заданий в рабочей тетради.

Уровень образования школьников: 7 класс.

Продолжительность урока: 45минут

Цель урока: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные: Получить представление о многообразии голосеменных растений, изучить их роль в природе, узнать о практическом значении для человека голосеменных растений. Обобщить знания по изученной теме, уделив внимание приспособленности растений.

  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

  • Развивающие: Способствовать развитию интереса к биологии. Развивать внимание, все виды памяти, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи.

Тип урока: (комбинированный) Урок изучения нового с элементами закрепления знаний.

Оборудование и обеспечение урока: самодельная таблица «Размножение сосны»; веточки хвойных растений, шишки, кедровые орешки, пена для ванн на основе масла пихты и можжевельника, зубная паста «Кедровый комплекс», биологические лабиринты (для каждого ученика, в 3-х вариантах), «Классификация отдела Голосеменные растения» (на каждой парте), ребусы.

Учебник: 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов»; В.Б. Захаров, Н.И. Сонин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по биологиии «Многообразие организмов» 7 класс. – Спб.: Издательство «Паритет»

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (На перемене ребята разгадывают ребусы о голосеменных растениях)

  2. Проверка знаний учащихся:

(слайд 1) Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Голосеменные.

Цель нашего урока: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Но сначала давайте вспомним:

  1. Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?

  2. Приведите примеры голосеменных растений.

  3. Разгадывание ребусов:

- Вы догадались какие растения зашифрованы в ребусах?

  1. Назовите особенности строения хвойных.

  2. Опишите процесс размножения сосны.

  1. Изучение нового материала.

Игра в ассоциации (раб. тетр. №2 с.45).

Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения:

сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, кипарис?


Если быть внимательным и чутким, присматриваться к каждому движению растений, можно о них узнать гораздо больше.

Однажды в лесу мне удалось услышать разговор растений. Да-да, не удивляйтесь. Растения тоже могут разговаривать. Только надо прислушаться (презентация, веточки хвойных растений).

Разговор растений.

ЛИСТВЕННИЦА (слайды 2-5)

КЕДРОВЫЙ СТЛАНИК (слайды 6,7)

СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ (слайды 8, 9, 10)

ЕЛЬ (слайд 11)


Рассказ учителя о др. представителях хвойных растений.

(слайд 12) Кедр

(Релаксация) Закройте глаза, представьте, что вы в хвойном лесу. М.б. и вы услышите голос скрипки. А какой воздух в хвойных лесах! Он практически стерилен благодаря фитонцидам – летучим веществам. Это эфирные масла, содержащиеся в хвое. Они уничтожают бактерии.

ОХРАНА

В хвойных лесах необходимо соблюдать правила обращения с огнем, так как эфирные масла испаряются на воздухе и легко воспламеняются.

(слайды 13 - 16 ). Янтарь, музей янтаря в Калининграде, янтарная комната в Екатерининском дворце в Пушкине.

(слайд 17) Можжевельник

Демонстрация спила можжевельника

(слайд 18) Как вы думаете, какое понятие более широкое – голосеменные или хвойные? (р. т. №1 с.45)

А сейчас давайте познакомимся с др. представителями голосеменных растений.

Работа с рисунками на стр. 72 – 73.

- Перечислите представителей голосеменных.

- Какую информацию еще мы можем почерпнуть из этих рисунков?

(слайд 19) Калифорнийская Секвойя

Систематика голосеменных растений (слайд 20)

Работа с «Классификацией отдела Голосеменные растения» (на каждой парте)

- Сколько классов включает отдел?

- Перечислите семейства каждого класса.

Запишите в тетрадь названия классов голосеменных.


А теперь, поиграем в игру «Третий лишний» (слайды 21 - 24)

Ель Араукария Сосна Можжевельник

сосна гинкго кедр кедр

лиственница вельвичия саговник пихта

Ребята подготовили СООБЩЕНИЯ. Давайте послушаем их.

Класс Саговники (слайд 25)


Класс Гинкговые (слайд 26)

Класс Гнетовые (слайд 27-29)

Как удивителен и неповторим мир растений.

Задача людей (слайд 30) – СОХРАНИТЬ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ.

Рассказ о Линдуловской роще (слайды 31, 32)

Вы познакомились с 4-мя классами голосеменных растений. Узнали как они выглядят, где произрастают, как используются. Дополним полученные знания.

Работа со статьей учебника (с. 71 ) «Значение голосеменных»

- Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения голосеменных.



Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях. (Демонстрация пены для ванн и зубной пасты «Кедровый комплекс»)



  1. Домашнее задание: стр. 68, 71 учебника. Используя полученные на уроке знания, составить кроссворд о многообразии и значении голосеменных растений.


  1. Закрепление

Каково же значение голосеменных растений? (слайды 33, 34)

Что вы записали в таблице «Значение голосеменных растений» (р.т. №3 стр. 45)

А сейчас посмотрим, изменились ли ваши ассоциации, связанные с вышеназванными растениями.

Игра в ассоциации. (раб. тетр. №2 с.45).

Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения:

сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, гинкго, саговник, секвойя?

«Какие утверждения верны?» (р.т. с. 74)

Творческие задачи

  1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

  2. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал вам прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

  3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

  4. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

  5. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

  • Это хвойный лес?

  • Хвойный.

  • А где хвоя?

  • Опала.

  • По чьей вине?

  • Природы.

  • Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

  1. Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель, сибирская сосна).

Загадки:


Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)



Елочка отличная,
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)



В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)



Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны. (Кедр)



Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,

Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки. (Можжевельник)



  1. От века в семечке заложен шум ветвей,

Но __________ не знает, что родится скрипкой. (Ель)


  1. Величав ее сказочный рост,

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре (Cосна)


  1. Растение в себе содержит время,

Как форму листьев, запах, цвет и сок. (Гинкго)


  1. Шатер раскинув навесной,

Покрытая загаром,

__________смолой исходит в зной

И пахнет скипидаром.

(Cосна)

(ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы).

Биологический лабиринт (3 варианта) (по времени)

  1. Итог урока

Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам уже известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. И теперь, я думаю, гуляя по паркам и лесам, вы сами сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

Спасибо всем за урок. До свидания.




Дополнительно

Игра - викторина “Хвойные растения”

Я читаю описание хвойных растений, их применение. Попробуйте выяснить, какому растению соответствует данное описание.

  1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по 2 хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная)

  2. Крупное дерево высотой до 50 м с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину (ель обыкновенная)

  3. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой (лиственница сибирская)

  4. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!