Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов, применяются различные виды деятельности: работа со слайдами презентации, с учебником, с раздаточным материалом, заслушивание сообщений, «рассказ» от имени деревьев, выполнение заданий в рабочей тетради.
Уровень образования школьников: 7 класс.
Продолжительность урока: 45минут
Цель урока: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Получить представление о многообразии голосеменных растений, изучить их роль в природе, узнать о практическом значении для человека голосеменных растений. Обобщить знания по изученной теме, уделив внимание приспособленности растений.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.
Развивающие: Способствовать развитию интереса к биологии. Развивать внимание, все виды памяти, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи.
Тип урока: (комбинированный) Урок изучения нового с элементами закрепления знаний.
Оборудование и обеспечение урока: самодельная таблица «Размножение сосны»; веточки хвойных растений, шишки, кедровые орешки, пена для ванн на основе масла пихты и можжевельника, зубная паста «Кедровый комплекс», биологические лабиринты (для каждого ученика, в 3-х вариантах), «Классификация отдела Голосеменные растения» (на каждой парте), ребусы.
Учебник: 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов»; В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по биологиии «Многообразие организмов» 7 класс. – Спб.: Издательство «Паритет»
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
Ход урока:
Организационный момент. (На перемене ребята разгадывают ребусы о голосеменных растениях)
Проверка знаний учащихся:
(слайд 1) Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Голосеменные.
Цель нашего урока: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.
Но сначала давайте вспомним:
Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?
Приведите примеры голосеменных растений.
Разгадывание ребусов:
- Вы догадались какие растения зашифрованы в ребусах?
Назовите особенности строения хвойных.
Опишите процесс размножения сосны.
Изучение нового материала.
Игра в ассоциации (раб. тетр. №2 с.45).
Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения:
сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, кипарис?
Если быть внимательным и чутким, присматриваться к каждому движению растений, можно о них узнать гораздо больше.
Однажды в лесу мне удалось услышать разговор растений. Да-да, не удивляйтесь. Растения тоже могут разговаривать. Только надо прислушаться (презентация, веточки хвойных растений).
Разговор растений.
ЛИСТВЕННИЦА (слайды 2-5)
КЕДРОВЫЙ СТЛАНИК (слайды 6,7)
СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ (слайды 8, 9, 10)
ЕЛЬ (слайд 11)
Рассказ учителя о др. представителях хвойных растений.
(слайд 12) Кедр
(Релаксация) Закройте глаза, представьте, что вы в хвойном лесу. М.б. и вы услышите голос скрипки. А какой воздух в хвойных лесах! Он практически стерилен благодаря фитонцидам – летучим веществам. Это эфирные масла, содержащиеся в хвое. Они уничтожают бактерии.
ОХРАНА
В хвойных лесах необходимо соблюдать правила обращения с огнем, так как эфирные масла испаряются на воздухе и легко воспламеняются.
(слайды 13 - 16 ). Янтарь, музей янтаря в Калининграде, янтарная комната в Екатерининском дворце в Пушкине.
(слайд 17) Можжевельник
Демонстрация спила можжевельника
(слайд 18) Как вы думаете, какое понятие более широкое – голосеменные или хвойные? (р. т. №1 с.45)
А сейчас давайте познакомимся с др. представителями голосеменных растений.
Работа с рисунками на стр. 72 – 73.
- Перечислите представителей голосеменных.
- Какую информацию еще мы можем почерпнуть из этих рисунков?
(слайд 19) Калифорнийская Секвойя
Систематика голосеменных растений (слайд 20)
Работа с «Классификацией отдела Голосеменные растения» (на каждой парте)
- Сколько классов включает отдел?
- Перечислите семейства каждого класса.
Запишите в тетрадь названия классов голосеменных.
А теперь, поиграем в игру «Третий лишний» (слайды 21 - 24)
Ель Араукария Сосна Можжевельник
сосна гинкго кедр кедр
лиственница вельвичия саговник пихта
Ребята подготовили СООБЩЕНИЯ. Давайте послушаем их.
Класс Саговники (слайд 25
)
Класс Гинкговые (слайд 26)
Класс Гнетовые (слайд 27-29)
Как удивителен и неповторим мир растений.
Задача людей (слайд 30) – СОХРАНИТЬ БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ.
Рассказ о Линдуловской роще (слайды 31, 32)
Вы познакомились с 4-мя классами голосеменных растений. Узнали как они выглядят, где произрастают, как используются. Дополним полученные знания.
Работа со статьей учебника (с. 71 ) «Значение голосеменных»
- Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения голосеменных.
Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях. (Демонстрация пены для ванн и зубной пасты «Кедровый комплекс»)
Домашнее задание: стр. 68, 71 учебника. Используя полученные на уроке знания, составить кроссворд о многообразии и значении голосеменных растений.
Закрепление
Каково же значение голосеменных растений? (слайды 33, 34)
Что вы записали в таблице «Значение голосеменных растений» (р.т. №3 стр. 45)
А сейчас посмотрим, изменились ли ваши ассоциации, связанные с вышеназванными растениями.
Игра в ассоциации. (раб. тетр. №2 с.45).
Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения:
сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, гинкго, саговник, секвойя?
«Какие утверждения верны?» (р.т. с. 74)
Творческие задачи
Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал вам прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?
У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?
Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель, сибирская сосна).
Загадки:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Елочка отличная,
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)
В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)
Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны. (Кедр)
Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки. (Можжевельник)
От века в семечке заложен шум ветвей,
Но __________ не знает, что родится скрипкой. (Ель)
Величав ее сказочный рост,
Да она и растет на горе.
По ночам она шарит меж звезд
И пылает огнем на заре (Cосна)
Растение в себе содержит время,
Как форму листьев, запах, цвет и сок. (Гинкго)
Шатер раскинув навесной,
Покрытая загаром,
__________смолой исходит в зной
И пахнет скипидаром.
(Cосна)
(ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы).
Биологический лабиринт (3 варианта) (по времени)
Итог урока
Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам уже известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. И теперь, я думаю, гуляя по паркам и лесам, вы сами сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.
Спасибо всем за урок. До свидания.
Дополнительно
Игра - викторина “Хвойные растения”
Я читаю описание хвойных растений, их применение. Попробуйте выяснить, какому растению соответствует данное описание.
Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по 2 хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная)
Крупное дерево высотой до 50 м с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину (ель обыкновенная)
Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой (лиственница сибирская)
Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.