Актуализация знаний | Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. | Беседа Тест | Тест -Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест по прошлой теме, для того чтобы закрепить знания о поверхности нашего края. (раздать тест) 1. Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах: а) орешник б) колокольчик в) лисохвост 2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на: а) деревьях б) кустарниках в) земле 3. Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»: а) жук – навозник б) жук – могильщик в) жук – олень 4. Почему кроты любят жить в лугах: а) удобно рыть норы б) в почве много червей в) нет врагов 5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: а) от центра луга к краям б) от края луга к центру в) разницы нет - Поменяйтесь листочками и проверьте. (ответы на слайде). - Поднимите руку те, у кого нет ошибок/ 1 ошибка / 2 и более ошибок. - Молодцы ребята, которые сделали тест без ошибок. Остальным нужно быть внимательнее и еще раз повторить материал прошлого урока. | Решают тест Меняются листочками. Сверяют ответы со слайдом. | Ф,И | Наблюдение учителя Взаимопроверка | ПУУД: Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение; Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. КУУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Контролировать и оценивать свою работу. |
Подведение к теме. Целеполагание | Подвести обучающихся к теме урока, поставить цель урока. | Загадка Беседа | - Отгадайте загадку, предположите тему нашего урока. Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет. - Где мы только что побывали? Конечно же на… – Скажите, к какому природному сообществу относится река? - Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? – Какие водоёмы относятся к естественным? – Какие водоёмы относятся к искусственным? - Почему они названы искусственными? - А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете? - Какие водоемы отнесем к соленым? Посмотреть в учебнике - Какие водоемы отнесем к пресным? – Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры. – Давайте сформулируем тему нашего урока. - Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. - Предположите какая цель будет стоять перед нами на уроке? - Что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? | Отгадывают загадки – река. - на реке. - это водоём -естественные, искусственные - реки, озёра, моря, ручьи, океаны - водохранилища, пруды, каналы - они созданы человеком - пресные и солёные Приводят примеры Формулируют тему – «Жизнь в пресных водоемах» Ставят цель | Ф | Самоконтроль, наблюдение учителя | РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Планировать свои действия. ПУУД: Осуществлять логические действия: анализ, синтез. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. КУУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. |
Изучение нового материала | Познакомить учащихся с водоёмами Нижегородской области и Лукояновского района. | Беседа | - Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа. - А сейчас отправимся в гости к водоему. - Как вы думаете, какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. - А, может быть это пруд или река? - Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут? - Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? - Почему? - Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны. - Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема". - Какова же цель будет у нашего проекта? - Природное сообщество - А какие задачи мы должны реализовать? - Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы (по рядам). - 1 группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоема и их роли в сообществе. - 2 группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоема и их роли в сообществе. - 3 группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоема. - Каждая группа получит задания, которые она должна выполнить и представить нам. Задания для 1 группы. 1 задание. Дополни. Некоторые растения такие как ________,_________,________,_________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________. Это _________________, которая _______________. В толще воды плавают _______. Разглядеть их можно_____________________________. - Как же приспособились растения к жизни в водоеме? 2 задание. С помощью фотографий и текста на странице 135, 136-137 рассмотрите данные растения, которые растут в водоеме и составьте про них рассказ (кубышка, кувшинка, стрелолист, ряска) - Что вам известно о этих растениях? 3 задание: Роль растений в природном сообществе. 1- ; 2- ; 3- . - Какова роль растений в водоеме? -Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма? Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания. - О каких растениях водоёма вы узнали, ребята? -Какие растения запомнили? -Какие самые красивые растения водоемов? Задания для 2 группы. 1 задание. Где живут животные водоема, приведите примеры? ; 2- ; 3- ; 4- . 2 задание. Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. -Мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов. Что же происходит с растениями и животными, когда они умирают? Задание 3. Дополните. В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, ______ Когда растения и животные умирают________________. Здесь под действием бактерий_____. Из них образуются _________________. Эти______. Растворяются _____, и тогда ___________________ . - Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма? Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. -Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? -Чем питаются аисты, цапли? - О каких животных пресного водоёма вы узнали? А как они распределяются по водоему? Перечислите. - Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз? -В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотрим, как связаны растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания. Задание 4. Составьте цепи питания. Личинки – карась-щука, Насекомые – карась-щука Водоросли – рыбы – цапля Водоросли – моллюски - ондатра -Как живут все обитатели водоема? - Можем ли мы назвать водоем сообществом? -Какой вывод можно сделать? -Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? -Каким образом? -К чему это может привести? Задания для 3 группы. 1 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы? (с 138) 2 задание: Что обозначают знаки (запрещающие, разрешающие) с правилами поведения у водоема?(слайд) 3 задание. - Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось? | Слушают - Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений - Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов - Летом -Доказать, что водоем это природное сообщество - Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы. Объединяются в группы. Слушают, отвечают на вопросы. Решают, отвечают, работают в группе. Отвечают на вопросы, работают в группе. - Цапли, журавли, аисты, утки, гуси. - Рыбами, головастиками, лягушками - Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами. - Сообща. - Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять. - Люди. - Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков. - Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков – к замутнению воды, угрозе растениям. - Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу. | Ф Г | Самоконтроль, наблюдение учителя | П: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. ЛУУД: Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; Понимать значение знаний для человека и принимать его. КУУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Контролировать и оценивать свою работу. |