СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мультиурок урока карасева ольга алексеевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект мультиурок урока карасева ольга алексеевна»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького"

(ГБПОУ ЛПК)








Конспект урока окружающего мира






Составитель:

Карасева Ольга Алексеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 3, группа 321


Преподаватель: _______________Г.А. Голубятникова


Учитель: ________________Л.В. Кирсанова


Оценка: _________________






г. Лукоянов, 2021

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 4 «а»

Тема урока: «Жизнь в пресных водоемах»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся с растительным и животным миром пресных водоемов.

Задачи урока:

Дидактические

  • Сформировать представления у учащихся о жизни пресного водоема;

  • Познакомить со связями между растительным и животным миром пресных водоемов.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес, умение размышлять и анализировать.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: презентация, интерактивная доска, ноутбук.

Примечание: форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная): указывать в конспекте заглавную букву

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные УУД: Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; Осознавать ответственность за общее дело; Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Понимать значение знаний для человека и принимать его; Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

Регулятивные УУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Ориентироваться в учебнике; Планировать свои действия; Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач; Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний; Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник: Окружающий мир, 4 класс, Плешаков А. А., ТПО, тест.

Оборудование для учащихся: ручка, карандаш, карточки, экологические знаки, учебник «Окружающий мир», ТПО.




План урока:

  1. Оргмомент (30 с)

  2. Актуализация знаний (5 мин)

  3. Подведение к теме. Целеполагание (2 мин)

  4. Изучение нового материала (25)

  5. Закрепление (8 минут)

  6. Подведение итогов. Оценивание (3 мин)

  7. Рефлексия (1 мин)

  8. Домашнее задание (30 с)

  9. Оргмомент (30 с)


























ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационный момент.

Организация работы детей.

Вступительное слово учителя.

стихотворение

- Здравствуйте! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Ольга Алексеевна.


  1. Мотивационный настрой

Будь внимательней, дружок.

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

На вопросы отвечать.

- Садитесь. Начнём работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Слушают, настраиваются на активную работу.

Ф

И

Самоконтроль.


Л: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

ЛУУД: иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

  1. Актуализация знаний

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Беседа





Тест













  1. Тест

-Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест по прошлой теме, для того чтобы закрепить знания о поверхности нашего края. (раздать тест)

1. Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:

а) орешник

б) колокольчик

в) лисохвост

2.  Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:

а) деревьях          б) кустарниках           в) земле

3. Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:

а) жук – навозник б) жук – могильщик в) жук – олень

4. Почему кроты любят жить в лугах:

а) удобно рыть норы         б) в почве много червей          в) нет врагов

5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав:

а) от центра луга к краям б) от края луга к центру в) разницы нет

- Поменяйтесь листочками и проверьте. (ответы на слайде).

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок/ 1 ошибка / 2 и более ошибок.

- Молодцы ребята, которые сделали тест без ошибок. Остальным нужно быть внимательнее и еще раз повторить материал прошлого урока.

Решают тест


























Меняются листочками. Сверяют ответы со слайдом.

Ф,И































Наблюдение учителя









































Взаимопроверка



ПУУД: Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение; Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний.

КУУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Контролировать и оценивать свою работу.



  1. Подведение к теме. Целеполагание

Подвести обучающихся к теме урока, поставить цель урока.

Загадка

Беседа

- Отгадайте загадку, предположите тему нашего урока.

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам,

Да вот беда: привязан плот –

Он никуда не поплывет.

- Где мы только что побывали?  Конечно же на…  

– Скажите, к какому природному сообществу относится река?

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы?

– Какие водоёмы относятся к естественным? 
– Какие водоёмы относятся к искусственным?
-  Почему они названы искусственными? 

 - А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете?  

- Какие водоемы отнесем к соленым? Посмотреть в учебнике

- Какие водоемы отнесем к пресным?

– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока.


- Мы уже изучили природные сообщества леса, луга.

- Предположите какая цель будет стоять перед нами на уроке?

- Что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке?

Отгадывают загадки – река.









- на реке.


- это водоём

-естественные, искусственные



- реки, озёра, моря, ручьи, океаны



- водохранилища, пруды, каналы

- они созданы человеком


- пресные и солёные

Приводят примеры





Формулируют тему – «Жизнь в пресных водоемах»




Ставят цель

Ф

Самоконтроль, наблюдение учителя

РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Планировать свои действия.

ПУУД: Осуществлять логические действия: анализ, синтез. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

КУУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.



  1. Изучение нового материала

Познакомить учащихся с водоёмами Нижегородской области и Лукояновского района.

Беседа









































- Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа.

- А сейчас отправимся в гости к водоему.

- Как вы думаете, какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. 

- А, может быть это пруд или река?  


- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?  

- Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема?

- Почему?

- Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.

- Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".

- Какова же цель будет у нашего проекта?

- Природное сообщество

- А какие задачи мы должны реализовать?




- Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы (по рядам).

- 1 группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоема и их роли в сообществе.

- 2 группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоема и их роли в сообществе.

- 3 группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоема.

- Каждая группа получит задания, которые она должна выполнить и представить нам.





  1. Задания для 1 группы.

1 задание. Дополни.

Некоторые растения такие как ________,_________,________,_________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________. Это _________________, которая _______________. В толще воды плавают _______. Разглядеть их можно_____________________________.

- Как же приспособились растения к жизни в водоеме?  

2 задание.  С помощью фотографий и текста на странице 135, 136-137 рассмотрите данные растения, которые растут в водоеме и составьте про них рассказ (кубышка, кувшинка, стрелолист, ряска)

- Что вам известно о этих растениях?

3 задание: Роль растений в природном сообществе.

1- ; 2- ; 3- .

- Какова роль растений в водоеме?

-Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?

Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.

- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?

-Какие растения запомнили?

-Какие самые красивые растения водоемов?

  1. Задания для 2 группы.

1 задание. Где живут животные водоема, приведите примеры? 

  1. ; 2- ; 3- ; 4- .

2 задание. Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие.

-Мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов. Что же происходит с растениями и животными, когда они умирают?

Задание 3. Дополните.

 В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, ______ Когда растения и животные умирают________________. Здесь под действием бактерий_____. Из них образуются _________________. Эти______. Растворяются _____, и тогда ___________________ .

- Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.

-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите?

-Чем питаются аисты, цапли?

- О каких животных пресного водоёма вы узнали? А как они распределяются по водоему? Перечислите.

- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?

-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотрим, как связаны растения и животные между собой.  Приведите примеры цепи питания.




Задание 4. Составьте цепи питания.

Личинки – карась-щука,  

Насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски - ондатра


-Как живут все обитатели водоема?

- Можем ли мы назвать водоем сообществом?

-Какой вывод можно сделать?

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

-Каким образом?




-К чему это может привести?







  1. Задания для 3 группы.

1 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы? (с 138)

2 задание: Что обозначают знаки (запрещающие, разрешающие) с правилами  поведения у водоема?(слайд)

3 задание.

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?



Слушают







- Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений

- Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов




- Летом












-Доказать, что водоем это природное сообщество

- Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.

Объединяются в группы. Слушают, отвечают на вопросы.

















Решают, отвечают, работают в группе.























Отвечают на вопросы, работают в группе.












































- Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.



- Рыбами, головастиками, лягушками






- Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка -  комарами.









- Сообща.



- Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.

- Люди.


- Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков,  дети-моллюсков.

- Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков – к замутнению воды, угрозе растениям.










- Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.

Ф

































Г








































Самоконтроль, наблюдение учителя

П: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

ЛУУД: Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; Понимать значение знаний для человека и принимать его.

КУУД: Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Контролировать и оценивать свою работу.



Физкультминутка

Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Упражнение


Началась физкультминутка.

Все быстрее по местам:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Отдыхать вы не устали?

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Закружилась голова.

Выполняют упражнение.

Ф

И

Самоконтроль, наблюдение учителя

РУУД: Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению; Контролировать и оценивать свою работу.

  1. Закрепление

Сформировать представления учащихся о значении водоемов для человека.

Работа с учебником

Работа в ТПО




- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание №4 на с. 75-76 ТПО.

- Кто прочтет задание попугая?

- Найдите и исправьте ошибки и напишите правильно.

- Давайте проверим. Кто не допустил ни одной ошибки? Кто две и более? Будьте внимательны.

- А теперь перейдем к следующему заданию, №5.

- Прочитайте задание.

- Подпишите их название внизу на строчке.



Работают в тетради





Наблюдение учителя

















Взаимоконтроль



П: получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

ЛУУД: Осознавать ответственность за общее дело; Понимать значение знаний для человека и принимать его.

КУУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

РУУД: Контролировать и оценивать свою работу.

  1. Подведение итогов. Оценивание

Подвести итог деятельности учащихся на уроке.

Беседа


- Что нового узнали?

- Где пригодятся эти знания?

- Какое значение в природе имеют водоёмы?

- А в жизни человека?

- Надеюсь, что вы будете беречь водные богатства нашей родины.

- За активную работу на уроке оценки получают.....

Ответы детей

Ф

Наблюдение учителя

ЛУУД: Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; Понимать значение знаний для человека и принимать его.

  1. Рефлексия

Самоанализ работы на уроке, оценка своей деятельности на уроке.

Дополни предложения

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на доску и дополните предложения. (слайд)

Сегодня я узнал(а)....

Было интересно....

Я научился(лась)...

Мне было легко...

Были затруднения в...

Я доволен(а) своей работой....

Ответы детей

Ф

Самоанализ

РУУД: Контролировать и оценивать свою работу.

ЛУУД: самооценка усвоенности знаний и деятельности на уроке.

  1. Домашнее задание

Отработка основных ЗУН.

Инструктаж

- Открываем дневники и записываем домашнее задание: Учебник с. 134-139, ТПО с. 74-75 №1, №2, №3 (слайд)

Записывают домашнее задание

Ф

Наблюдение учителя

Л: имеют ответственное отношение к учению.

  1. Оргмомент

Организация завершения урока

Вступительное слово учителя

- Ребята, наш урок подходит к концу. Спасибо вам всем за работу. Можете быть свободны

Прощаются с учителем

Ф

Наблюдение учителя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!