Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Одесский детский сад»
Одесского муниципального района Омской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Глубокое синее море» (эксперименты и рисование солью)
Воспитатель:
Филоненко Ольга Сергеевна
Одесское, 2016
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».
Цель:
- Формирование экологического сознания: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде;
- Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Образовательные задачи:
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря;
- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы;
- познакомить детей со свойствами морской воды: прозрачность, плотность, форма.
Развивающие задачи:
Формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности;
Воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны.
Материал и оборудование:
слайды кита, дельфина, акулы, глобус, баночки с водой, морская соль, 2 яйца, палочки, заготовки из бумаги морской звезды, музыка шума моря, ИКТ, ширма.
Предварительная работа: знакомство с детьми, подбор материала.
Ход деятельности: В-ль: Здравствуйте! Гости дорогие! Рада приветствовать вас в моей лаборатории. Любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно:
Отгадайте следующую загадку:
На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. Что это? (Глобус)
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли).
Правильно ребята! Давайте повторим эти слова!
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).
Воспитатель: Посмотрите, что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать о морской воде? Какая она? (соленая, нельзя пить, лечебная).
В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая? Хотите узнать? (дети стоят за столами, где все необходимое для опыта). Занимайте места за столами.
Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их (дети рассматривают).
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)
Имеют ли запах (нет).
Вода имеет запах?
Вода какая на вкус?
А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, ребята кристаллы видно в воде? Значит, какое свойство имеет вода? (Она прозрачная). Верно! Помешиваем палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. А теперь что произошло с ними? (растворились).
Какой сделаем вывод: У воды есть еще важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т. д.).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть следующий увлекательный опыт. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют нет не все, существует Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт.
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль растворится. Что увидели? Давайте сделаем вывод, почему так получилось? (соленая вода тяжелее, чем пресная). Плотность соленой воды больше чем у пресной воды.
.Воспитатель: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в увлекательное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.)
Воспитатель: Лодка готова к погружению? На счет «три» – погружаемся. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три подводная лодка в морскую глубину плыви!
Вот мы и оказались в подводном мире!
Демонстрация слайдов:
Воспитатель: Смотрите, ребята плывет чудо-великан! Это кит.
Воспитатель: Посмотрите, за бортом мелькнул дельфин. Как вы думаете, дельфин и кит это рыбы или морские животные? (Ответы.)
Воспитатель: Но ведь у него же есть хвост и плавники? Значит это рыба? (Ответы.)
Воспитатель: Кит и дельфин – это морские животные, кормят детенышей молоком, дышат легкими, а хвост и плавники – это их приспособление к жизни в воде. Давайте вместе повторим слова морские животные.
Погружаемся ниже.
Воспитатель: Ой, ребята, а это кто? Это акула. Она тоже морское животное?
Воспитатель: Питается рыбами, морскими животными и даже может напасть на человека. Давайте уплывем подальше от этого опасного места.
Вот мы с вами на морском дне. Ребята обратите внимание на красоту подводного мира, с морскими обитателями. Кого вы видите? Морской конек, рыба-молот, рыба-еж, морской еж, рыба-дракон, осьминог, морская звезда.
Ребята, знаете ли вы, что солью, с которой мы проводили опыты можно рисовать! В подводной мастерской на столах лежит морская звезда, но ей чего-то не хватает? Показываю в руках морскую звезду (присосок на ее ножках, при помощи которых она передвигается по морскому дну). Ребята поможем морской звезде, чтобы она могла передвигаться по дну подводного царства? Проходите в мастерскую занимайте рабочие места.
Воспитатель: берем в руки клей и равномерно распределяем его по поверхности, изображаем небольшие точки это и будут присоски на ножках морской звезды. Затем берем щепотку соли и посыпаем на ножки (как будто солим еду перед употреблением).
Дети выполняют творческую работу. Я наблюдаю работу детей.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились морские звезды.
Я отпускаю морскую звезду на дно подводного мира теперь у нее есть присоски и она может передвигаться. Ребята берите своих морских звезд подходите ко мне.
Как ты считаешь, получилось у тебя помочь морской звезде? Рефлексия.
Ребята, а нам пора проститься с морем и его морскими обитателями и возвращаться в мою лабораторию.
Воспитатель: Подводная лодка готова? Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.)
На счет «три» – всплываем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три подводная лодка наверх всплыви.
Вот мы снова в моей лаборатории?
Ребята вам понравилось у меня в гостях?
Ребята, скажите, что нового вы узнали в моей лаборатории? (Мы рассматривали соль и знакомились со свойствами воды она не имеет формы, прозрачная и плотная, вода растворяет вещества. Что еще делали в лаборатории? В опыте с пресной и соленой водой, что увидела Маша? (в пресной предмет тонет, а в соленой нет.) Почему Артем? (соленая вода тяжелее, плотность воды больше). Какие новые слова узнали? (модель Земли, кристаллы).
Ребята, а где вы путешествовали? (в подводном мире). Каких морских животных увидели? (Кит, дельфин, акула). Чем занимались в подводной мастерской? (рисовали морским звездам присоски на ножки). Чем же вы рисовали под водой?
Катя, как ты думаешь, удалось тебе помочь морской звезде? Максим, а тебе?
Ребята, вам большое спасибо мне очень было интересно с вами экспериментировать и путешествовать! Вы очень потрудились. Молодцы! А вам понравилось у меня в гостях? Морские звезды вам приготовили сюрприз вы морским обитателям очень помогли!
Раздаю угощение.