Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист»
Задачи:
1. учить детей рассуждать, четко выражая свои мысли
2. знакомить с буквой «Э»
3. развивать мелкую моторику
4. упражненять в проведении звукового анализа слова
Оборудование: карточка с буквой «Э»(шрифт – черный), карточки – заготовки с буквой «Э» по количеству детей, буква «И» из разрезной азбуки, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, картинка – схема слова «лист», карточки – схемы для детей, конверты с фишками
Ход непосредственно образовательной деятельности:
проводится игровое упражнение «Подскажи профессию»
воспитатель загадывает загадки
1. щуки, окуни, судак –
Нам улов принес…
ответ детей: рыбак
на экране появляется картинка – рыбак
2. нет тельняшки без полос,
Кто в тельняшке, тот…
ответ детей: матрос
на экране появляется картинка – матрос
3. вдохновения заложник,
У мольберта наш…
ответ детей: художник
на экране появляется картинка – художник
4. книгой кто в руке – читатель,
Книги пишет кто…
ответ детей: писатель
на экране появляется картинка – писатель
5. победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
ответ детей: пожарный
на экране появляется картинка – пожарный
6. в поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведет…
ответ детей: комбайнер
на экране появляется картинка – комбайнер
проводится фонетическая зарядка
Воспитатель: что говорят, когда рыба срывается с крючка?
ответ детей: э – эх
Воспитатель: как зовут девочку, у которой есть такие друзья, как Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Лев?
ответ детей: Элли
на экране появляются картинки – Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Лев
Воспитатель: чем могла бы угостить Элли добрая волшебница Виллина? Название этого пирожного начинается со звука [э]
ответ детей: эклер
на экране появляется картинка – эклер
Воспитатель: как называется холодное лакомство, которое любят и дети, и взрослые?
ответ детей – эскимо
на экране появляется картинка – эскимо
Воспитатель: какой звук вы слышите в начале слов: «Элли», «эклер», «эскимо»?
ответ детей: звук [э]
проводится игровое упражнение «Доскажи словечко»
1. на большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два «с»
Называется…
ответ детей: экспресс
на экране появляется картинка – экспресс
2. на лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само
Что же это?
ответ детей: эскимо
на экране появляется картинка – эскимо
3. угукало, агакало,
Аукало, и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось…
ответ детей: эхом
на экране появляется картинка – эхо
дети по просьбе педагога называют первый звук в словах – отгадках. Произносят звук [э] изолированно, поют его, произносят то тихо, то громко, наблюдают за своими губами в зеркало
проводится знакомство с буквой «Э»
Воспитатель: звук [э] на письме обозначается буквой Э
на экране появляется картинка – буква Э
воспитатель зачитывает стихотворение
Воспитатель:
Буква «Э» на «С» дивится
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка,
Только нету языка
дети рассматривают букву, определяют из каких элементов она состоит, выкладывают букву «Э» шерстяной ниточкой на бархатной бумаге
используя специальные карточки – заготовки, дети превращают букву «Э» в знакомые предметы
воспитатель раздает детям специальные карточки – заготовки
проводится физкультминутка «Хомка»
дети имитируют движения хомячка
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет
Подметаем хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать
на экране появляется картинка – схема слова «лист»
проводится звуковой анализ слова «лист»
проводится аналогично анализу слова «игла»
воспитатель предлагает произносить слово так, чтобы все хорошо услышали каждый звук
1. «Лллист» - первый звук [л]. Когда его произносим, произнести этот звук мешает язычок – это согласный звук. Произносится он твердо, обозначаем его синей фишкой
последовательно дети выделяют второй, третий и четвертый звуки в слове
2. «Лииист» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой
3. «Лиссст» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешает язычок. Этот звук обозначаем синей фишкой
4. «Листтт» - четвертый звук [т]. Это согласный звук, так как произносить его мешает язычок. Этот звук обозначаем синей фишкой
после того, как дети несколько раз «прочитают» слово по звуковой схеме, красную фишку – кружочек они заменяют на букву «И» и снова прочитывают слово
проводится анализ занятия по содержанию занятия
II половина дня. В совместной деятельности дети и воспитатель продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву – заготовку на две части(полукруг и короткая палочка – «язычок») и складывает в конверт