КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗКИ «РЕПКА»
ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Попова Г.М.
Цель непосредственно образовательной деятельности: развитие коммуникативных навыков слабослышащих дошкольников через игру - драматизацию по сказке «Репка», продолжение знакомства детей с произведениями русского народного творчества; развитие познавательной и речевой активности.
Задачи:
I.Обучающие:
1) учить эмоционально воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, отвечать на вопросы воспитателя
2) учить детей общаться в игре друг с другом и со взрослыми с помощью речи;
3) развивать умение использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, движения) для передачи характера героя;
4) способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
II. Коррекционно-развивающие:
1) развивать способность в воспроизведении интонаций персонажей сказки;
2) корректировать слуховое восприятие;
3) развивать способность детей пересказывать содержание сказки с помощью наводящих вопросов педагога.
III.Воспитательные:
1) способствовать возникновению во время игры доброжелательных отношений между детьми;
2) воспитывать бережное отношение к атрибутам;
3) развивать интерес к игре – драматизации.
Материал и оборудование: таблички, игрушки-персонажи сказки «Репка», декорации к сказке, костюмы для сказочных героев, презентация.
Словарная работа: пополнение импрессивного и экспрессивного словаря: обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний, имен существительных (репка, дед, баба, внучка, девочка, собака, кошка, мышка), указательных слов и служебных частей речи (вот, где, да, нет);
прилагательных, определяющих эмоции, настроение, черты характера героев сказки.
Предварительная работа:
1) чтение, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке «Репка»;
2) игры на развитие эмоций, мимики, имитаций движений;
3) организация разных видов тетра в группе: пальчиковый, настольный, кукольный, театр на фланелеграфе, плоскостного театра;
4) показ кукольного театра;
5) просмотр мультфильмов по сказке;
6) подвижные игры.
7) коллективная работа по ИЗО деятельности (лепка, аппликация, рисование) по сказке.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, основанная на слухо-зрительном или слуховом предъявлении материала.
Мотивация непосредственно образовательной деятельности:
мотив формирования доброжелательных отношений – создание условий для дружеского, доброжелательного общения со сверстниками и воспитателями;
игровой - присутствие игрушек и игровых атрибутов.
Предполагаемый результат:
повышение уровня познавательной и речевой активности, расширение словаря детей; формирование умения детей эмоционально воспринимать сказку, участие в рассказывании, умение отвечать на вопросы воспитателя.
Умение самостоятельно или с небольшой помощью взрослого роль брать на себя героев сказки и передавать их характерные особенности, играть в коллективе, чётко выполняя игровые действия.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
I.Вводная часть - 3 минуты.
организация детей, установки на предстоящую деятельность, представление
детям возможности повторить, проговорить и прочтение предложений-
установок по табличкам
II. Основная часть - 15 минут.
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей,
выполнение всех поставленных учебных задач.
Индивидуализация обучения: помощь, советы, напоминания,
наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение.
Создание условий для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
а) беседа по содержанию сказки;
б) сюрпризный момент;
в) рассматривание слайдов презентации по сказке;
г) физическая минутка;
д) игра - драматизация сказки;
е) дидактические упражнения;
ж)дидактическая игра «Какая эмоция?».
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ непосредственно образовательной деятельности, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности:
активизация положительных эмоций;
дифференцированная оценка результатов деятельности детей;
привлечение детей к оценке и самооценке результатов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
1) Организация детей, установка на предстоящую деятельность
Воспитатель: Дети, идите, сядьте.
Будем заниматься.
Будем играть сказку.
(Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребёнку табличек, картинок, предметов, а предлагает для слухового восприятия слово, фразу за экраном)
2) Сюрпризный момент (появление кошки с картинками к сказке)
(слухо-зрительное предъявление материала: воспитатель задаёт вопрос и показывает картинку)
Как называется сказка?
Дети: Репка.
3) Беседа воспитателя с детьми по содержанию сказки:
(Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребёнку табличек, картинок, предметов, а предлагает для слухового восприятия слово, фразу)
Воспитатель: Кто есть в сказке?
Дети: Дед, баба, внучка, кошка, собака, мышка.
Воспитатель: Кто помог вытащить репку?
Почему они смогли вытащить репку?
Дети: Потому что трудились вместе.
II. Основная часть:
1.Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти детей.
(детям предъявляются картинки с изображением четырёх героев сказки, потом по просьбе взрослого отворачиваются, педагог убирает одну из картинок. Дети должны понять, какую)
2)Просмотр сказки «Репка»
(предъявление материла презентации на слухо-зрительной основе: речь взрослого, иллюстрации, подписи к картинкам)
3) Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Цель: создание условий для закрепления порядкового счёта в пределах пяти, развития диалогической речи.
4) Распределение ролей:
(Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребёнку никаких табличек, картинок, предметов, а предлагает для слухового восприятия слово, фразу)
Артём: Я – дед.
Роза: Я – баба.
Саша: Я – внук.
Владик: Я – собака.
Толя: Я – кот.
Ксюша: Я – мышка.
Воспитатель: Кто Артём (Роза, Владик, Толя, Ксюша)?
Дети: Артём – дед, Роза – баба…
Воспитатель: Будем играть сказку.
5) Драматизация
(побуждение детей к самостоятельной речи. В ходе диалога учить детей воспринимать собеседника слухо-зрительно. В случае затруднения - предъявление табличек с напечатанными фразами, помогающими детям правильно ответить).
Ведущий: Посидите тихо, дети, да послушайте про репу.
Сказка может и мала, но про важные дела.
Начинается как надо: жили – были дед да баба,
Внук (кланяются, потом танцуют),
(стимулировать звукопроизношения по ролям)
Собачка Жук (лает), кот Мурлыка (мяу)
И мышка (пи – пи – пи)
Прямо - деда огород, дальше сказочка пойдёт.
Пришла весна красная, тёплая да ясная,
С новою заботою, с весёлою работою.
Собирайся весь народ, выходи на огород!
(Выходит дед с лопатой, баба с пакетиком семян, внук
с лейкой).
Дед: Грядку копаю.
Баба: Репу сажаю.
Внук: А я поливаю.
Все: Расти, репа, большая, круглая, сочная!
Ведущий:
И как в сказке – то бывает,
Репа быстро вырастает,
До забора поднялась,
Сладким соком налилась.
Вышел дед посмотреть,
Как репа растёт.
Дед: Вот так репа! (дёргает)
Выросла репа большая, круглая, сладкая!
Вытяну репу большую, круглую, сладкую
Ведущий: Взялся дед за репу.
Стал дед тянуть репу.
О – па, о – па!
(коллективное проговаривание звукоподражания о-па для
прорабатывания произношения отдельных звуков и их сочетаний)
Ещё разик, ещё раз!
Репу вытянем сейчас
Дед: Ох! Силы нет!
Ведущий: Не может вытянуть репу дед, стал он на помощь бабу звать.
Дед: Баба!
Баба: А – а – а!
Дед: Иди, иди помоги!
Баба: Иду, иду, иду! О! Репа большая, круглая, сладкая!
Ведущий: Взялся дед за репу, баба за деда.
Все: О-па, о-па! Ещё разик, ещё раз! Репу вытянем сейчас!
(коллективное проговаривание)
Баба: И у меня, дед, сил нет! Внук Илья!
Внук: А-а-а!
Баба: Иди, иди, помоги!
Внук: Я иду, иду, иду! Я вам помогу!
Ведущий: Взялся дед за репу, баба за деда, внук за бабу.
Все: О - па, о - па! Ещё разик, ещё раз! Репу вытянем сейчас!
(коллективное проговаривание)
Ведущий: Нет, ни с места, вот дела!
Внук Жучку позвал.
Внук: Иди, иди, помоги!
Жук: Ав – ав – ав! Бегу! Бегу! Помогу! О! Большая!
Ведущий: Взялся дед за репу, баба за деда, внук за бабу, Жук за внука.
Все: О-па, о-па! Ещё разик, ещё раз! Репу вытянем сейчас!
(коллективное проговаривание)
Ведущий: Нет, ни с места, вот дела! Вот так репа!
Жук позвал кота Мурлыку.
Жук: Кот!
Кот: Мяу! Мяу! Я бегу! Помогу!
Жук: Иди, иди, помоги!
Кот: О! Репа большая, круглая, сладкая!
Ведущий: Взялся дед за репу, баба за деда, внук за бабу, Жук за внука, кот Мурлыка за Жука.
Все: О-па, о-па! Ещё разик, ещё раз! Репу вытянем сейчас!
(коллективное проговаривание)
Ведущий: Вот так репа крепка!
Мышку кот позвал.
Кот: Мышка! Мышка!
Мышка: Пи – пи – пи! (стимулирование совместного звукопроизношения)
Кот: Иди, иди, помоги!
Мышка: Пи – пи – пи! (стимулирование совместного звукопроизношения)
Ведущий: Взялся дед за репу, баба за деда, внук за бабу, Жук за
внука, кот Мурлыка за Жука, мышка за кота.
Все: О-па, о-па! Ещё разик, ещё раз! Репу вытянем сейчас!
(коллективное проговаривание для прорабатывания произношения отдельных звуков и их сочетаний)
Ведущий: И… вытянули репу!
Ай, да репа! Ай, да диво! И сочна – то, и красива! Станем все мы в круг скорее, да попляшем все у репы!
III. Итоговая часть
Обобщение воспитателя:
Воспитатель: - Идите, сядьте! Что мы делали?
Дети: Мы занимались.
(Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребёнку никаких табличек, картинок, предметов, а предлагает для слухового восприятия слово, фразу)
Анализ непосредственно образовательной деятельности:
Мы слушали.
Мы смотрели.
Мы думали.
Мы говорили.
Мы играли сказку.
Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности
(Приём работы - опознавание на слух)
Как называется сказка?
Дети: - Репка.
Мы занимались хорошо или плохо?
Все молодцы! А ещё, кошка принесла для вас подарки.
Скажите ей «спасибо» и «пока».
Источники:
1. Головчиц, Л.А., Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с
нарушениями слух / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова // Москва ВЛАДОС. - 2004.
2. Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 48-55.