СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика помогает детям с легкостью заучивать стихотварения, запоминать расказы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.

Цель: развитие связной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой при помощи опорных схем.

  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

  • Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания снега.

  • Словарная работа объяснить детям понятие «непробудно».

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, речь, словообразование, грамматический строй речи.

  • Развивать восприятие, внимание, умение анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

  • Воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методы и приемы: беседа, рассказ, игровое упражнение, дидактическая игра, ответы на вопросы, рассматривание картины, указания, обследование, поощрения, повторное чтение, рассуждение и выводы детей, сюрпризный момент, создание игровой ситуации, образец чтения стихотворения воспитателем, работа детей в парах, использование мнемотаблиц, анализ.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная.

Форма организации детей: групповая.

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): иллюстрации (картинки) интерактивной доске с пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию), коробка со снегом, мольберт, маркер, магниты для крепления листа, лист А3, картинки: снег, зима, сугроб, шапка, лес, солнце, мороз, листы белой бумаги.

Предварительная деятельность с воспитанниками: рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок о зиме, чтение и заучивание стихотворений, целевая прогулка, развивающие игры и упражнения на развитие речи, отгадывание загадок, подвижные игры: «Ветер и снежинки» и др.

Планируемый результат: Дети выучат стихотворение И. Сурикова «Зима».


Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность

1.Развивать активный интерес к окруж. миру.

Создание образовательной ситуации

- Доброе утро, ребята!

- Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, какой замечательный сегодня день, давайте поприветствуем друг друга и зарядимся хорошим настроением.


Дети говорят слова приветствия, прикасаясь друг к другу ладонями и называя по имени.



2. Создавать разнообразные условия и ситуации побуждающие детей к активному применению знаний

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

- Дети, посмотрите, пожалуйста, тут лежит какая – то коробка! А вы хотите узнать, что в ней находится?

- Но, что бы узнать, что в коробке, вы должны отгадать загадку, согласны? Загадка:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

- Молодцы! Это снег. Значит, у меня в коробочке лежит снег. Посмотрите!

- Какой бывает снег?

- А что происходит со снегом, когда становится тепло?

- А на улице снег тает?

- А почему?

- А по каким признакам вы догадались, что на улице зима?

- А хотите послушать стихотворение И. Сурикова «Зима»?

- Тогда, садитесь поудобней и слушайте.



Дети обращают внимание на коробку, рассматривают ее, отвечают на вопросы воспитателя:

- Да, хотим!


- Да!


Дети внимательно слушают воспитателя и дают ответ:

- Это снег!

Дети заглядывают в коробочку и убеждаются в том, что там действительно лежит снег.

- Снег белый, мягкий, пушистый, холодный, хрустящий и т.д.

- Он тает, превращается в воду.

- Нет.

- Потому что на улице холодно, зима


- На улице холодно, кругом лежит снег, на реках лед, на крышах лежит снег, деревья в снегу, солнце светит редко, дует холодный ветер.

3. Побуждать и поощрять детскую инициативу.

2 часть – основная


Цель: Формирование умения выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой при помощи опорных схем.



Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми











Послушайте стихотворение И.Сурикова «Зима»

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала.



Дети внимательно слушают стихотворение.



Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться таким попыткам с вниманием и с уважением.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Беседа по содержанию.

- Какое время года описывается в стихотворении?

- Как вы догадались?

- Вы заметили, какие разные слова подобрал поэт, чтобы сказать о снеге? С чем сравнивает поэт снег?

- Ребята, в стихотворении есть такие строчки:

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

- Как вы понимаете эти слова? О какой шапке говорит поэт?




- Как вы думаете, что значит слово «непробудно»?

- Послушайте, я вам еще раз прочитаю стихотворения И. Сурикова «Зима». А вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы будете его рассказывать наизусть сами. Договорились?

Примерные ответы детей:

- Зима


- Белый снег в воздухе кружится, на землю падает снег, и под утро поле побелело, лес вес в снегу.

- Он сравнивает его с шапкой.







- О снеговой шапке. Снег укрыл весь лес, все деревья, как шапкой, чтобы им было тепло, и они не погибли зимой. Снег охраняет деревья от морозов.

- Деревья спят долго, до весны.






Дети внимательно слушают стихотворение.




















Этап осуществления самостоятельной работы детьми


- Ребята, вы хотите послушать стихотворение еще раз? Только рассказывать мы его будем по картинкам – схемам (мнемотаблицам).

- Давайте попробуем запомнить стихотворение с помощью рисунков.

Повторное рассказывание.

- Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза), а потом самостоятельно.

- Ребята, а сейчас давайте попробуем рассказать это стихотворение. Пожалуйста, Света расскажи нам стихотворение.

- Ребята, вот как Света хорошо запомнила стихотворение. Вам понравилось?

- Света молодец! Кто еще хочет рассказать стихотворение. Иди, Никита, попробуй.

- Молодец, Никита! А сейчас попробуем рассказать стихотворение парами. Рита начнет рассказывать стихотворение, а Виолетта продолжит. Остальные ребята внимательно слушают, а если они что-то забудут, пропустят, то мы им подскажем.

- Ребята, вам понравилось, как рассказали стихотворение девочки? Молодцы Рита и Виолетта! Кто еще хочет рассказать стихотворение? Миша, ты начнешь, а Варя продолжит.

- Молодцы! Хорошо рассказали стихотворение. Все были просто молодцы. А сейчас нам еще раз расскажет стихотворение Саша. Молодец!

- Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,


Все дружно лыжи одеваем,


Потом все встали на коньки,

Зимой веселые деньки!

- Зима, красивое время года, давайте превратим обычные слова в красивые, называя их ласково.

Игра «Назови ласково»

- Я буду вам показывать картинки, а вы называть эти слова в уменьшительно – ласкательной форме.

- Снег

- Зима

- Сугроб

- Шапка

- Лес

- Солнце

- Мороз




Дети внимательно рассматривают картинки.


Дети рассказывают стихотворение наизусть при помощи схематического изображения.


Дети рассказывают стихотворение вместе с воспитателем.


Затем еще пару детей рассказывают стихотворение без схем:

Света рассказывает стихотворение.




- Да!



- Никита рассказывает стихотворение.






Рита и Виолетта рассказывают стихотворение.



- Да, очень понравилось.


Миша и Варя рассказывают стихотворение.





Саша рассказывает стихотворение.





Показывают большим пальцем вверх

Имитируют катание на санках

Имитируют лепку и бросание снежков

«Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»

Изображают катание на коньках

Показывают большим пальцем вверх





Дети соглашаются играть в игру.



Дети называют слова:

- Снежок.

- Зимушка.

- Сугробик.

- Шапочка.

- Лесок.

- Солнышко.

Морозец.


3 часть – заключительная


Цель: Подведение итогов деятельности детей.


Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей


Анализ.

Молодцы! Все дети сегодня очень старались! Света рассказала стихотворение громко, а Миша рассказал так красиво, что мы увидели красоту зимней природы. Рита – молодец!

-Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали.


- А что вас больше всего заинтересовало?

- А какие были трудности?


- Какие задания вам понравились?

- Вам понравилось рассказывать стихотворение и я вам предлагаю рассказать стихотворение дома, и порадовать своих родных Вы все молодцы, хорошо рассказывали стихотворение, громко, выразительно, хорошо выполняли задания, были внимательными, умными. Если вам понравилось наше занятие, то поднимите веселые смайлики, если в процессе деятельности были трудности - грустные.






Дети отвечают на вопросы, выполняется рефлексия:

- Мы слушали стихотворение Зима.

- Его написал И. Суриков.

- Мы пытались рассказать это стихотворение по картинкам.

- Хотелось выучить это стихотворение.

- Сначала было тяжело запомнить стихотворение.

- Понравилось рассказывать по картинкам.

Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!