Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
«Осень в гости к нам пришла»
Программные задачи:
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения доказывать свою точку зрения, делать выводы.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
- Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.
- Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, связную речь, коммуникативные навыки.
- Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: дождливая, ветреная, пасмурная, хмурая, сырая, ранняя, золотая, поздняя, разноцветные, термометр.
Методы и приемы: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения, демонстрация, дидактические игры, иллюстрирование.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, иллюстрации с изображением трёх периодов осени, аудио запись.
Раздаточный материал: осенние раскраски, листы белой бумаги А4, силуэты серого и белого зайца на каждого ребенка.
Предшествующая работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, рассказов, сказок на тему: «Осень».
Ход НОД
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Воспитатель: Ребята, я хочу Вам прочитать красивое стихотворение
- Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: - Об осени.
Воспитатель: - Карим, объясни, по каким приметам ты догадался, что в стихотворении говорится об осени?
Ребенок: - Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее.
Воспитатель: - Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют)
Воспитатель: - Молодцы, правильно
II. Актуализация опыта участников деятельности.
Раздаётся звонок телефона.
Воспитатель: - Ребята, что-то случилось, Волшебница Осень прислала нам голосовое сообщение.
- Вам интересно послушать его? (Да)
Воспитатель включает аудиозапись: «Дорогие ребята, здравствуйте! В моем лесу произошла большая беда. Злой колдун украл мои волшебные краски. Теперь все деревья стоят бесцветные. Если вы поможете выполнить задания колдуна, то он вернет все мои краски, и я смогу одеть все деревья в замечательные наряды. Заранее вас благодарю. Ваша Волшебница Осень».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени?
Дети: Да.
Воспитатель: - Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
III. Организация продуктивной самостоятельной деятельности детей.
- И так, первое задание.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, в интернете, по термометру.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: - А теперь поиграем «Какая погода». Говорить нужно четко и внятно, не выкрикивать.
Воспитатель:
- Осенью идет дождь – погода дождливая.
- Осенью дует ветер – погода ветреная.
- На улице пасмурно – погода пасмурная.
- На улице холодно – погода холодная.
- За окном хмуро – погода хмурая.
- А если сыро? – погода сырая.
Воспитатель: - Вы отлично справились с заданием.
- А как вы думаете, вся ли осень одинаковая?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - А какие периоды осени вы знаете?
Дети: - Ранняя осень, середина осени и поздняя осень.
Воспитатель: - Ребята, а середину осени называют – золотая.
Воспитатель: - Какой месяц называют ранним?
Дети: - Сентябрь.
Воспитатель: - Какой месяц называют середина осени?
Дети: - Октябрь.
Воспитатель: - Какой поздний месяц?
Дети: - Ноябрь.
Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Помогите пожалуйста мне разложить их по порядку.
Вероника, возьми картинку, где изображена «Ранняя осень», Даша, возьми картинку, где изображена «Золотая осень», а картинку, где «Поздняя осень» возьми Арсений. Ребята, проверьте, правильно ли дети взяли картинки. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: - Вы меня порадовали, тем, что были внимательны.
Приглашаю отдохнуть.
Физкультурная пауза «Осенние листочки».
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения соответственно тексту
- Вправо, влево повернись и в листочки превратись.
- Мы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
- Вправо, влево повернись и в ребяток превратись и на стульчике окажись.
Воспитатель: - А сейчас слушайте внимательно. Отвечать будете по одному, по порядку. Я буду называть начало предложения, а вы должны по смыслу закончить предложение.
- На смену лету пришла (осень).
- Осенью опадают (листья).
- Дует холодный (ветер).
- Стелется (туман).
- В лесу растут (грибы).
- Моросит мелкий (дождик).
- Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч).
- Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края).
- Дни становятся короче, а ночи (длиннее).
- Молодцы! Вы правильно закончили предложения.
Воспитатель: - А как в лесу животные готовятся к зиме?
Дети работают с сюжетной картиной:
Воспитатель: - Что за зверек прячется в дупле и почему?
Дети: – Это белка! Она сделала запасы на зиму. Белка не любит холодной, дождливой погоды, поэтому сидит в тёплом дупле и грызет орешки.
Воспитатель: – Что-то происходит с медведем?
Дети: – Медведь на зиму залезает в берлогу и спит там до прихода весны.
Воспитатель: – Посмотрите, там, вдали за ёлкой, Лежит мяч, в иголках. Кто это?
Дети: – Еж!
Воспитатель: – Это мать – ежиха. Потеряла своих маленьких ежат, ведь им пора прятаться в норку, скоро выпадет снег.
- Что вы можете сказать про зайцев? (Дети высказывают своё мнение).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на меня глазками, я вам сейчас расскажу одну историю.
Поспорили лесные зайчата, одни говорят, что осень уже кончается, и пора менять серые шубки на белые, а другие считают, что зима далеко и ещё рано менять шубку. И никак они не могут принять правильное решение.
- А вы ребята, как считаете? (Дети высказывают своё мнение).
- Все так считают?
- А вот правы вы или нет, мы сейчас и узнаем.
Воспитатель: - Приглашаю за столы поэкспериментировать. Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?
Дети: да.
Воспитатель: Это для зайца плохо или хорошо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: А теперь давайте положим на листок белого зайку, его будет видно зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: - Это плохо для зайки или хорошо?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: - Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.
- Ребята, скажите, пора зайцам менять серые шубки на белые?
Дети: Да, а то лиса или волк заметят.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима.
Игра-дискуссия «Хорошо – плохо».
Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что между людьми давно ведется спор: одни утверждают, что осень - это хорошо, а другие - что плохо. А как вы считаете? Кто считает, что осень - это хорошо, станьте слева от меня, а кто думает, что осень - это плохо, справа.
- Теперь, объясните, почему вы так считаете.
Дети: - Я люблю осень за то, что она разноцветная.
- Мне не нравится осень, потому что бывает холодно.
IV. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, мы с вами проделали большую работу, выполнили все задания колдуна, и он вернул Осени все краски.
Воспитатель: - В какие цвета Волшебница Осень нарядила все деревья?
Дети: В красный, желтый, оранжевый цвет.
Воспитатель: -
- Ребята, кому мы сегодня помогли? (Осени).
- Что сделали? (Возвратили ей краски).
- Нравится ли вам оказывать помощь? (Да).
- Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).
Воспитатель: - Ребята, Осень вас благодарит за помощь и предлагает вам стать тоже, как и она, волшебниками и дарит вам раскраски.
- Подумайте, и вечером мне скажете, какое сообщение мы отправим Осени.