СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект нетрадиционного урока по литературе в 5 классе SOS!.. Спасите наши сказки!..

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки»

Просмотр содержимого документа
«Конспект нетрадиционного урока по литературе в 5 классе SOS!.. Спасите наши сказки!..»

11


Конспект нетрадиционного урока по литературе в 5 классе

SOS!.. Спасите наши сказки!..

(обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки»).

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки».

Задачи:

  • образовательные: проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей), активизировать познавательную активность;

  • развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развивать коммуникативные навыки, способствовать развитию психологических процессов (смекалки, логического мышления, внимания, воображения и т.п);

  • воспитательные: прививать любовь и уважение к культурным традициям своего народа, содействовать становлению нравственной культуры, способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу, развитие чувства ответственности.

Планируемый результат:

Личностные:

 - Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 - Воспринимать одноклассников как членов своей команды(группы)

 - Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:

Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Строит  понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договаривается и приходить к общему решению при работе в паре;  способствовать  развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; обобщает полученные знания, используя различную учебную информацию;

Предметные: знать особенности сказок, уметь характеризовать героев, сравнивать сказочные сюжеты и героев.


ТИП УРОКА: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

ФОРМА УРОКА: урок – путешествие


ХОД УРОКА.

Учитель входит в класс с встревоженным видом, дает понять учащимся, что что-то случилось, таким образом привлекая их внимание, и говорит:

-Ребята, в школу пришла посылка, а в ней лежит письмо и какой-то предмет, адресованное нашему классу, мне её только что отдали. Это совсем необычные предметы. А знаете, от кого это письмо? (Ответы учащихся). От сказочного царя. Как его имя? (Ответы учащихся). Да, от царя Дадона. Послушайте.

-Ой вы гой-еси, люди добрые! Обращаюсь к вам я за помощью. Приключилась у нас беда страшная. Коварный змей украл сказки детские, городские и деревенские. Страшный змей украл, проглотил-супостат, и без вас, друзья, не спасти их никак. Люди честные, люди добрые, помогите нам, не прогневайтесь, отправляйтесь в путь, в путь неблизенький, победите жуть-дракона страшного. А не то беда будет на Руси: нам без сказок всех только пол мести, только пол мести, только спину гнуть…Не народ без сказок мы-победите жуть! Ну а тем богатырям, что отважатся, пусть дорога легкою покажется. И ,конечно, без сомнения награжу я всех героев без сожаления.

Царь Дадон

- Поняли ли вы, ребята? Сказки о которых у нас с вами сегодня должна была быть речь, похитил трехглавый дракон. Если не помочь им, то русский народ останется без сказок. И тогда маленькие дети никогда не услышат на ночь их любимые сказки, да и мы не сможем их нигде прочитать для своего удовольствия. Сказочный царь просит отправиться нас в путь выручать сказки. Для того чтобы отправиться в сказочную страну, нужно знать ее законы. Примите их? Вот и замечательно. Отправимся в путь.

Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой клубок ниток, который находился вместе с письмом в посылке. Это не простой клубок, а тот самый, который помог Ивану – царевичу добраться до Кощеева царства. Давайте бросим клубок перед собой и отправимся в путь. Вот только клубок покажет дорогу в том случае, если вы выполните задания.

  1. Мы с вами говорили о том, что сказки - это фольклорное произведение. А что такое фольклор?

  2. Дайте определение сказки.

  3. Какие виды сказок мы знаем?

И это ещё одно испытания.

Перед вами чудесное слово: «Сказки».

Вы должны вспомнить и написать имена сказочных героев или названия волшебных предметов, которые упоминаются в русских народных сказках. Напротив каждой буквы этого слова («сказки») вы должны написать имя или название, с которой оно начинается. Работаем в парах.

С – Сивка – Бурка

К – Кощей Бессмертный

А – Аленушка

З – Змей Горыныч

К – ковер – самолет

И – Иван – царевич, Иван – дурак

А теперь можно и в путешествие отправляться.

-Ребята, клубок нас привел к камню. А на камне , глядите (показывает на камень), что-то написано (читает)

Коли путник ты не смелый,

То сворачивай –ка влево.

Там найдешь прекрасный дом,

Встретишь тихо старость в нем.

Коли путник ты бывалый,

То сворачивай направо.

Там чудесная страна,

Счастья и богатств полна.

Коли путник ты упрямый,

То иди же только прямо.

Но запомни, путник, там,

Смерть гуляет по холмам.

-Так какую же дорогу нам с вами нужно выбрать? (Идти прямо). Почему? (Первое правило сказки: если героям предоставляется выбор, то нужно выбрать то, что менее ценное). Молодцы.

Катись клубочек, катись, приведи нас в столицу сказочного государства.

Что же это такое? Все сказки во граде смешались. И где здесь волшебные, где бытовые, а где сказки о животных непонятно.

Давайте поможем жителям сказочной столицы распределить сказки по видам.

Распределите сказки по видам (волшебные, бытовые, сказки о животных)

«Каша из топора», «Морозко», «Лиса и волк», «Жена – спорщица», «Сивка – бурка», «Теремок», «Три царства», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля», «Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди», «Два брата», «Заячья избушка», «Солдатская шинель», «Царевна – лягушка», «Лиса и дрозд».

А теперь проверим.

Волшебные: «Морозко», «Сивка – бурка», «Три царства», «Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка»

Бытовые: «Каша из топора», «Жена – спорщица», «Как мужик гусей делил», «Два брата», «Солдатская шинель»

О животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Журавль и цапля», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд».

«Спасибо» - сказали нам сказки, и мы отправляемся дальше по неведомым дорожкам.

-Нелегка наша дорога. По горам, по полям, по широким степям, по болотам и лесам.

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею, 
Сделался милой, красивой, пригожей. 

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА.

И вы уже поняли, что клубочек привёл нас в сказку «Царевна-лягушка»

Что же это?

Вовка, ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради написал следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

  1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван – царевич и «старый старичок».

  3. Иван-царевич и Баба-Яга.

  4. Сватовство царевичей.

  5. Приказы царя (испечь каравай, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

  6. Спасение Василисы Премудрой.

Давайте поможем Вовке исправить ошибки. Выберите из приведённых ниже вариантов ответов.

А. 4, 3, 2, 5, 1, 6 Б. 4, 5, 2, 1, 3, 6, В. 4, 1, 5, 2, 3, 6

- Какая пара будет первой?

-Ребята, впереди лес виднеется, дремучий, непроходимый. В лесу том поджидают путников всякие опасности да звери хищные. На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. Кто живет в этой избушке? (Баба-Яга). Правильно. (Показывает на избушку) Знаете ли вы, какие нужно сказать волшебные слова, чтобы избушка повернулась. Давайте хором. ( Учащиеся говорят, учитель поворачивает избушку) Я знаю, что Баба-Яга нам может помочь, у нее есть ковер-самолет, на котором написано, куда нужно следовать дальше и что делать. Только Баба-Яга разрезала его на мелкие кусочки, чтобы никто не смог им воспользоваться. Поэтому нам нужно отвлечь ее, а трое смельчаков попытаются сшить ковер-самолет. Отвлекать мы будем Бабу-Ягу доскучной сказкой. (Трое выходят, начинают собирать ковер-самолет, а остальные рассказывают, какие знают, доскучные сказки).

На ковре-самолете написано:

Через океан и море

За водою за живою

Мы как птицы полетим,

Наши сказки оживим.

Но сначала для дракона

Смерть достанем по закону.

Смерть драконова в ларце

Да во каменном венце.

Помни, ничего не бойся,

Если светит парус-солнце.

Но коль свет не сбережешь,

То и сам ты пропадешь.

Спасибо. А клубочек наш дальше покатился. На пути снова преграда «Три колодца» . Необходимо правильно определить колодец с живой водой.

Там, где волны бьются в берег,

У распутья трех дорог,

Три колодца и три древа-

Зачерпни воды ковшом…

Зачерпни воды студеной

Ты из первого колодца.

Пей до хмели до бедовой

Из второго ты колодца.

Только к третьему смотри,

Даже близ не подойди.

Пить из третьего колодца

Никому не удается.

Ты запомни сей запрет-

В нем-то весь сокрыт секрет.

Учащиеся должны отгадать, в каком колодце находится живая вода, и объяснить почему они выбрали тот или иной колодец.

Ответ: третий колодец ( так как это еще одно правило сказки: «Если есть запрет, его нужно нарушить).

Хорошо, ребята! А мы отправляемся дальше. Катится клубок и остановился около лесного пенька. Что там?

Волшебный сундучок. Что же там лежит?

СУНДУЧОК. (Кто это или из какой это сказки)

Долог наш путь. Пора бы и подкрепиться. Сядем на пенёк, съедим…

Нет, кашу съедим, кашу необычную, из топора.

Инсценирование русской народной сказки «Каша из топора».

– Чему учит сказка?

- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

  • Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

  • Рад не рад, а говори: милости просим!

  • Гостю щей не жалей, а погуще лей.

  • Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

Мы с вами отдохнули, и снова отправляемся за волшебным клубочком.

«Ты катись, катись, клубок, прямо в терем-теремок.

Где же мы оказались?

Мы в гостях у известной сказительницы Анны Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы. Каждый раз она творит сказку.

Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование.

Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты

- Что такое эпитет?

Игра « Добавьте эпитеты к словам»

Головушка (буйная) Ветры (буйные)

Лес (дремучий, темный) Земля (сырая)

Луг (зеленый) Слезы (горькие)

Палаты (белокаменные) Русь (святая)

Конь (добрый, буланый) Поле (чистое)

Столы (дубовые) Болото (топкое)

В сказке «Лягушка-царевна» Баба-Яга говорит Ивану-церевичу:

- Знаю, знаю, твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Скажите, пожалуйста, как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим.

А. Сравнение В. Олицетворение

Б. Аллегория Г. Эпитет.

И волшебный клубочек покатился дальше.

Куда же он нас приведёт?

А привёл нас клубочек прямо в Лукоморье, где чудеса, где леший бродит, где ступа с Бабою - Ягой идёт, бредёт сама собой, где царь Кощей над златом чахнет».

А откуда в русских сказках Леший, Баба-Яга, Кощей Бессмертный?

Я просила дома провести маленькие исследования и узнать что-нибудь интересное о сказочных героях.

(Ответы ребят)

Катись, катись, клубок

На запад, на восток.

Влево, вправо поверни,

Нас за собой позови.

И мы очутились на самой высокой сказочной горе Мечтаний.

«Сказка стала былью»

Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы…

Мечтали и о волшебных предметах – скатерти-самобранке, шапке-невидимке?

Шло время, и некоторые мечты стали явью.

Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.

Гусли - самогуды - (магнитофон)

Ступа - (ракета, самолет)

Яблочко по тарелочке - (телевизор, компьютер)

Перо жар птицы (лампа, люстра).

Сани, что везут сами (автомобиль)

Клубок ниток, указывающий дорогу (компас, навигатор).

Клубочек привел нас в сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» привёл.

- Понравилась вам сказка?

И мне понравилась. Только я значение некоторых выражений не поняла.

Объясните, пожалуйста.

  1. Биться насмерть – сражаться до конца

  2. Лежать на печи – ничего не делать

  3. В дозор ходить – охранять

Молодцы, справились и с этим заданием. Клубочек покатился дальше и привел нас к пещере. К паутине прикреплены три листочка (дубовый, кленовый и березовый), на обратных сторонах которых написаны загадки; учащиеся должны отгадать загадки, чтобы получить ключ от ларца, где спрятана тайна драконовой смерти.

По дороге заторенной, заколоденной

Попадешь ты во пещеру заколдованну.

И сидит во той пещере о восьми ногах

Чудо страшное, и не пройти никак.

И задаст то чудо страшное

Загадочки, да ужасные.

Ты загадочки-то не бойся, отгадывай

И ларец за паутиной забирай…

В том ларце сидит беда неминучая-

Для ужасного для змея смерть ползучая…

1. Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

2. Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

3. Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

4. Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

5. Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

6. Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

7. Транспортное средство Емели. (Печь)

8. Баба - … , костяная нога. (Яга)

9. Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

10. Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

Учащиеся отгадывают загадки, получают ключ, открывают ларец, учитель читает про секрет смерти драконовой:

- Смерть дракона жуткого в силе богатырской, не в железе каленом да не в колдовстве мудреном. Смерть ползучая неминучая, смерть драконова в ваших крепких знаниях. Коль сумеете вы сказки друг от друга отличить, коль сумеете законы сказочные повторить, то не выдержит тут змеева голова- с плеч долой отвалится сама.

-Что такое сказка?

-Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга?

-Что такое докучная сказка?

-Какие вы знаете сказочные законы?

-Из чего состоит сказка?

-Приведите примы присказок?

-Приведите примеры концовок сказок?

По мере того как отвечают дети, у дракона отваливаются по оцереди все три головы.

Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Через все дорожки
В класс к нам на порожек.

Вот и справились вы, ребята, со злым драконом и вернулись в класс. Больше не будет он красть чужие сказки. Все вы сегодня были молодцы. Не побоялись сразиться со злыми силами, показали свои отличные знания. Вот и царь Дадон прислал телеграмму (читает):

-Ой вы гой-еси, люди добрые! Поклоняюсь вам я до пояса. Ой, спасибо вам, что спасли народ, что спасли, друзья, землю русскую. Вы не просто сказки выручили, душу вы спасли, душу русскую, сердце русское, радость русскую. Пусть же призом вам да наградою будет слава вечная. Самых умных и смелых духом наградить, да по-царски, остальных же- по усмотрению.

Царь Дадон

Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех.

А. С. Пушкин любил сказки и говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

  • А почему вы любите сказки?

Сказка родилась с человеком, и, покуда жив человек, будет жива и сказка, потому что сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.

Презентация сборника «Волшебный клубок»

Вот и сказочке конец, а кто работал молодец.

Кто же у нас сегодня молодец? Поднимите руки, кто сегодня молодец?!

(учитель еще раз благодарит ребят за урок, объявляет оценки).

 Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!