СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД " Использование технологии ТРИЗ и инновационных технологий в работе над симфонической сказкой С.С. ПРокофьева "Петя и волк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД " Использование технологии ТРИЗ и инновационных технологий в работе над симфонической сказкой С.С. ПРокофьева "Петя и волк"»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт регионального развития Пензенской области»


Центр дошкольного образования


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 г. Пензы «Росинка»





Конспект

непрерывной образовательной деятельности по музыке

с детьми 6-7 лет на тему «Использование технологии ТРИЗ

и инновационных технологий в работе над симфонической сказкой

С.С. Прокофьева «Петя и волк»






Разработала: Ерёмина Диана Игоревна

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории




Пенза

2019

Задачи:

  • закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра (струнно-смычковые:скрипка, альт, виолончель, контрабас; духовые: гобой, кларнет, фагот, валторна, флейта; ударные: литавры) и их звучании;

  • закрепить понятие «симфоническая сказка»;

  • формировать умение узнавать музыкальные темы персонажей симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», определять героев сказки по характеру музыки;

  • развивать творческие способности детей, умение анализировать музыкальные образы героев симфонической сказки «Петя и Волк»;

  • развивать ритмический и тембровый слух;

  • развивать чистоту интонирования и выразительность при пении игровых распевок;

  • развивать навыки импровизации, умение сочинять музыкальные темы для характеристики персонажей своей сказки;

  • воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать вместе.

Методы и приёмы:

  • Словесные: беседа, вопросы, дидактические игры: «Данетка» (ТРИЗ технология), «Подбери слово» (метод Морфологического анализа).

  • Наглядные: презентация игр по ТРИЗ технологии: «Данетка», «Угадай, чья мелодия звучит?», «Подбери слово»на мультимедийном проекторе.

  • Практические: музыкально-дидактические игры по ТРИЗ-технологии: «Угадай, чья мелодия звучит?» (метод «Круги Луллия»), «Сочини сказку» (метод каталога и метод «Морфологическаятаблица»),метод импровизации (озвучивание с помощью музыкальных инструментов сказки); метод пластического интонирования (двигательные импровизации на музыкальные темы героев сказки «Петя и Волк»); игровое распевание.

Предварительная работа:

  • музыкально-дидактическая игра «Какой инструмент звучит?»;

  • слушание симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», беседа по сказке;

  • просмотр мультфильма по симфонической сказке «Петя и Волк»;

  • разучивание игровых распевок о героях симфонической сказки «Петя и Волк»;

  • знакомство с алгоритмом составления сказки(технология ТРИЗ, метод морфологического анализа, метод каталога);

  • знакомство с дирижёром Василием Скрипкиным;

  • слушание произведений С. Прокофьева;

  • упражнения для сочинения сказок: «Волшебники», «Назови героя», «Сказочные слова», «Действия героя», «Где-то, кто-то», «В какой сказке?» и т.д.;

  • сочинение сказок с использованием игрового пособия «Играй и сочиняй» (метод каталога и метод морфологической таблицы).

Материалы и оборудование: детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы,бубенцы, ложки, трещотки, колокольчики, треугольники, коробочки, металлофоны, барабан); мультимедийный проектор, рояль, флешка с музыкальным репертуаром, ноутбук, колонки; игровое пособия: круги Луллия, «Играй и сочиняй» (морфологическая таблица), презентация.

Музыкальный репертуар:

1. Песня-приветствие "Эхо", сл. Э.Костиной, муз. Н. Бордюг;

2. С.С. Прокофьев симфоническая сказка " Петя и Волк" ;

3.Игровые распевания : " Петя", "Волк", "Кошка и Птичка", "Дедушка", "Охотники",

" Птичка и утка" (муз. и сл. А. Евдотьевой)


Содержание НОД

1.Вводная часть

Дети и воспитатель под музыку заходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель, который обращает внимание детей и воспитателя на присутствующих в зале гостей. Музыкальный руководитель здоровается с детьми и воспитателем.

Исполняется песня-приветствие «Эхо»(см. Приложение 1)

Проблемная ситуация.

Неожиданно раздаётся звук входящего сообщения. На мультимедийном экране появляется электронное письмо (слайд 1). Музыкальный руководитель предлагает детям прочитать письмо.(слайд 2).

Текст письма (см. Приложение 2)

Знакомясь с содержанием письма, дети узнают, что оно от дирижёра Василия Скрипкина, у которого случилась беда. Он наводил порядок на своем рабочем столе, у него упали и перепутались все картинки, которые он готовил к своему концерту. Дирижёр просит детей помочь, т.к. у него осталось очень мало времени на подготовку, отобрать из множества картинок те, которые относятся к симфонической сказке «Петя и Волк», которую дирижёр собирается исполнять со своим оркестром на вечере классической музыки (слайд 3)

2. Основная часть.

Музыкальный руководитель интересуется у детей, знают ли они, что такое симфоническая сказка и смогут ли они помочь дирижеру. Педагог проводит с детьми беседу на тему «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и Волк».

Примерные вопросы:

  • Что такое симфоническая сказка? Почему она так называется? (симфоническая сказка – это музыкальная сказка, которую исполняет симфонический оркестр, где у каждого героя есть своя тема, которую исполняет определённый музыкальный инструмент)

  • Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы знаете? (фагот, гобой, кларнет, струнные инструменты: скрипка, виолончель, контрабас, альт; флейта и т.д.)(слайд 4)

  • Кто написал симфоническую сказку «Петя и Волк»? (Сергей Прокофьев) (слайд 5)

Далее музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить данную сказку, чтобы правильно отобрать картинки и тем самым помочь дирижёру Василию Скрипкину.

Музыкальный руководитель проводит игру «Данетка», загадывает персонажа из симфонической сказки «Петя и Волк», а дети, задавая вопросы, на которые педагог может отвечать только «да» или «нет», отгадывают, кто это.

Игра «Данетка» (технология ТРИЗ)

Например, педагог загадывает Волка.

Дети задают вопросы:

-Это добрый персонаж? (нет)

-Это животное? (да)

-Он большой? (да)

- Это хищник? (да)

Дети делают вывод, что это Волк.

На мультимедийном экране появляется иллюстрация с изображением Волка.(слайд 6)

Следующего персонажа загадывает воспитатель.

Например, Дедушку Пети.

Примерные вопросы детей:

-Это добрый персонаж? (да)

- Это человек? (да)

- Это он победил волка? (нет)

- Он весёлый и смелый? (нет)

-Это он запрещает Пете выходить за калитку? (да)

Дети делают вывод, что это Дедушка Пети.

На экране появляется изображение дедушки Пети (слайд 7)

Музыкальный руководитель предлагает воспитателю загадать ещё одного персонажа.

Дети задают вопросы:

-Это добрый герой? (да)

- Это животное? (нет)

- Это главный герой сказки? (да)

Дети делают вывод, что это Петя.

На экране появляется иллюстрация с изображением Пети.(слайд 8)

После игры музыкальный руководитель спрашивает, какие ещё персонажи присутствуют в сказке (утка, птичка, охотники). (слайд 9)

Затем педагог предлагает детям вспомнить распевки о персонажах симфонической сказки «Петя и Волк».

Проводится игровое распевание: «Петя», «Волк», «Кошка и птичка», «Птичка и утка», «Дедушка», «Охотники» (см. Приложение 3) (слайд 9)

Далее музыкальный руководитель интересуется у детей, о том, что в симфонической сказке помогает передать характер героев. (У каждого персонажа своя мелодия)

Педагог предлагает детям поиграть в музыкально-дидактическую игру «Угадай, чья мелодия звучит?» (Используется технология ТРИЗ, метод «Круги Луллия»)(см. приложение 4)

Дети слушают музыкальную тему и определяют, мелодия какого персонажа прозвучала и какой инструмент её озвучивал.

Например, прозвучала музыкальная тема Пети. Ребёнок раскручивает стрелку на «Кругах Луллия» на пересечении сектора с изображением Пети и картинки, на которой изображены струнно-смычковые инструменты, которые его озвучивают. (на мультимедийном экране появляется картинка с изображением Пети и и группы струнно-смычковых инструментов; слайд 10)

Далее звучит музыкальная тема Дедушки. Ребёнок раскручивает стрелку на «Кругах Луллия» на пересечении сектора с изображением Дедушки и картинки, на которой изображён фагот- музыкальный инструмент, озвучивающий Дедушку (на мультимедийном экране появляется картинка с изображением дедушки и фагота ; слайд 11)

Звучит музыкальная тема Кошки. Ребёнок раскручивает стрелку на «Кругах Луллия» на пересечении сектора с изображением Кошки и картинки, на которой изображён кларнет – музыкальный инструмент, озвучивающий Кошку ( на мультимедийном экране появляется картинка с изображением кошки и кларнета , слайд 12)

Затем звучит музыкальная тема Птички. Ребёнок раскручивает стрелку на «Кругах Луллия» на пересечении сектора с изображением Птички и картинки, на которой изображена флейта- музыкальный инструмент, озвучивающий Птичку (на мультимедийном экране появляется картинка с изображением птички и флейты ; слайд 13)

Далее звучит музыкальная тема Утки. Ребёнок раскручивает стрелку на «Кругах Луллия» на пересечении сектора с изображением Утки и картинки, на которой изображен гобой -музыкальный инструмент, озвучивающий Утку (на мультимедийном экране появляется картинка с изображением утки и гобоя ; слайд 14).

Звучит музыкальная тема Волка.Ребёнок раскручивает стрелку на «Кругах Луллия» на пересечении сектора с изображением Волка и картинки, на которой изображена валторна - музыкальный инструмент, озвучивающий Волка (на мультимедийном экране появляется картинка с изображением волка и валторны ; слайд 15)

Звучит музыкальная тема «выстрелов охотников». Ребёнок так же раскручивает стрелку на Кругах Луллия на пересечении сектора с изображением охотников с ружьями и литавр , озвучивающих выстрелы охотников ( на мультимедийном экране появляется картинка с изображением стреляющих охотников и литавр; слайд 16)

После игры педагог спрашивает у детей, для чего каждому персонажу нужна своя мелодия (музыкальная тема) (Все герои сказки разные; у каждого свой характер; звучащая музыкальная тема указывает нам на появление определённого персонажа).

Музыкальный руководитель интересуется у детей, как ещё можно показать характер каждого героя сказки (движениями).

Исполняются пластические этюды «Изобрази героя» (метод пластического интонирования).

Дети перевоплощаются в персонажей симфонической сказки « Петя и Волк» и двигаются под их музыкальные темы ( как Петя, Волк, уточка, птичка, кошка, дедушка,)(во время исполнения пластических этюдов на мультимедийном экране появляются отрывки из мультфильма «Петя и Волк») (слайды 17,18,19,20,21)

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что они вспомнили все о данной симфонической сказке. Предлагает вернуться к картинкам, который прислал дирижёр Василий Скрипкин. На мультимедийоном экране появляются картинки.(слайд 22)

Дети выбирают нужные картинки с изображением только героев симфонической сказки «Петя и Волк». (слайд 23)

Педагог проверяет правильность выбранных детьми картинок и отправляет письмо с ответом Василию Скрипкину (на экране появляется анимация уходящего письма)(слайд 24)

Дети и педагог снова слышат звук входящего сообщения, обращают внимание на мультимедийный экран (слайд 25) Приходит ещё одно письмо от дирижёра Василия Скрипкина, который благодарит детей за помощь и в знак благодарности предлагает им поучаствовать в концерте, сняв на видео свое выступление, которое он потом всем покажет

( см. приложение 2), (слайд 26)

Музыкальный руководитель интересуется у детей, что им хотелось бы исполнить на концерте. Дети вспоминают, что сочиняли музыкальную сказку, используя игровое пособие «Играй и сочиняй». Воспитатель помогает детям вспомнить сочинённую раннее сказку, напоминает, что у сказки есть своя структура (вступление – завязка – кульминация-развязка).

Проводится игра с использованием игрового пособия «Играй и сочиняй» (технология ТРИЗ, метод морфологической таблицы, метод каталога)

(см. Приложение 5)

Дети делятся на 2 подгруппы: «сказочники» и «музыканты». «Сказочники», используя игровое пособие « Играй и сочиняй» рассказывают сочинённую раннее сказку «Приключения Маши»

(см.Приложение 6), а «музыканты» озвучивают данную сказку, выбрав предварительно музыкальные инструменты. (слайд 27)

3. Заключительная часть.

Музыкальный руководитель просит воспитателя снять на видео исполнение музыкальной сказки, чтобы потом отправить дирижёру Скрипкину. Дети исполняют свою сочиненную музыкальную сказку.

Музыкальный руководитель благодарит детей и воспитателя за участие и предлагает показать сочинённую ими сказку детям младшей группы, а она в это время отправит видео дирижёру Скрипкину. (слайд 28)

Музыкальный руководитель и дети поют друг другу «До свидания».

Дети и воспитатель под музыку уходят из музыкального зала.


















Приложение 1.



































Приложение 2

Письмо 1 от дирижёра Василия Скрипкина.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам дирижёр Василий Скрипкин. Я готовлюсь к выступлению на вечере классической музыки, где собираюсь исполнить симфоническую сказку С. Прокофьева « Петя и Волк». Но для начала мне и моим музыкантам нужно вспомнить сюжет и героев этой сказки. Для этого я приготовил картинки с изображением героев симфонической сказки, но случилась беда: когда я наводил порядок на своём рабочем столе, все картинки упали и перепутались…Теперь я не могу выбрать из всех картинок нужные. Ребята, очень надеюсь, что вы поможете мне отобрать из всех картинок только относящиеся к сказке « Петя и Волк». Заранее благодарен.

Дирижёр Василий Скрипкин.

Письмо 2

Дорогие ребята!

Спасибо вам за помощь! Мне хотелось бы отблагодарить вас и пригласить принять участие в концерте. Для этого вам нужно снять на видео своё выступление, а я покажу его зрителям.

Дирижёр Василий Скрипкин


























Приложение 3


«Игровые распевания (по симфонической сказке С. Прокофьева

« Петя и Волк»)


«Петя»

Петя смелый и отважный,

Он герой здесь самый важный,

Крикнул Петя: « Берегись!

Волку в пасть не попадись!»

«Волк»

«Я зубастый , серый волк,

В птицах, в людях знаю толк

Р-р-р-р-р-р—р!»



«Дедушка»


Дед сердито говорит,

Он на Петю всё ворчит :

«Здесь опасные места,

Не ходи-ка ты сюда»


«Кошка и птичка»


-Мяу-мяу, лети сюда!

-Не догонишь ты меня!


«Утка и птичка»


-Что сидишь ты там на дне?

Выходи летать ко мне!

-А летать я не могу,

Только плаваю в пруду!»


«Охотники»


Бом-бом-бом-бом!

Вдруг раздался выстрел – звон!














Приложение 4.

Игровое пособие « Круги Луллия» ( технология ТРИЗ)

Задачи игры: закреплять знания детей о симфонической сказки «Петя и волк»; формировать умение определять, чей лейтмотив звучит, и какой музыкальный инструмент его озвучивает.

Описание игры: круги Луллия (два круга, на каждом из них по 7 секторов; на 1-м круге - изображения героев сказки, на 2-м - музыкальные инструменты, в середине круга - крутящаяся стрелка).

Ход игры: дети слушают звучание музыкальных тем ; направляют стрелку на пересечение персонажа и музыкального инструмента (например, Петя - струнные инструменты; выстрелы охотников – литавры).







Приложение 5.

Игровое пособие «Играй и сочиняй» (технология ТРИЗ, метод морфологической таблицы, метод каталога)

Цель игры: научить связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты; формировать умение составлять сказочные сюжеты по модели; развивать творческие способности детей ( умение импровизировать на музыкальных инструментах, придумывая каждому персонажу свою музыкальную тему)

Описание: морфологическая таблица ( 3 горизонтальных ряда по 6 кармашков), картинки с изображением персонажей, волшебных предметов и т.д.

Ход игры: поочередно кладём в кармашки горизонтального ряда картинки с изображением персонажей сказки; а в кармашки под ними картинки с изображением действий персонажей) Сочиняем сказку по алгоритму.

Примерный алгоритм сочинения сказки:

  1. Место действия сказки (например, в замке, на лесной полянке, на морском дне, в пустыне и т.д.)

  2. Жил-был ( кто?) Какой он был? ( Волк, добрый, смелый, готовый прийти на помощь)

  3. Действия персонажа ( что он сделал? Любит делать? куда пошёл?)

  4. Кого он встретил? Каких персонажей? Кем они являются для главного персонажа? (его друзья или случайные герои )

  5. Появление злого персонажа. Какой поступок он совершил?

  6. Появление персонажей или волшебных предметов, которые помогут в беде.

Как они помогли? Что сделали со злым персонажем?

7. Концовка (вывод)



Приложение 6.

Приключения Маши.

Жила-была девочка Маша. Она была весёлой, озорной, любопытной девочкой и очень любила играть. Однажды она пошла в лес гулять. Она весело прыгала по кочкам, вокруг летали бабочки, деревья шуршали своими листочками. Так Маша не заметила, как заблудилась и попала в тёмную, страшную пещеру.

Девочка очень испугалась. Когда она шла по пещере и прислушивалась , то слышала, как в углах скреблись мыши, летучие мыши махали своими крыльями, а по стенам ползали большие пауки. И тут навстречу Маше вышла Красная Шапочка. Она тоже заблудилась и искала выход из пещеры. Девочки стали звать на помощь. « Ау! Ау!»- кричали они. Вдруг появился Кощей Бессмертный. Ведь это была его пещера! Он хотел съесть незваных гостей, но Красная Шапочка предложила ему корзиночку с вкусными пирожками. Кощей съел пирожки и подобрел. Он предложил девочкам волшебные сапоги-скороходы. Они были нарядные: с бубенчиками и каблучками. Девочки надели сапоги и быстро побежали к выходу. Совсем скоро они вышли из пещеры и снова оказались в лесу. В лесу так же порхали бабочки, шуршали листьями деревья.

Маша и Красная Шапочка очень подружились. Маша даже пригласила Красную Шапочку в гости. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!