СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Космическое путешествие» (познавательно-исследовательская деятельность) старший дошкольный возраст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на тему «Космическое путешествие». Данный материал подходит для детей старшего дошкольного возраста. Во время данной образовательной деятельности у детей формируются представления о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Космическое путешествие» (познавательно-исследовательская деятельность) старший дошкольный возраст»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 98»

города Магнитогорска




Конспект НОД «Космическое путешествие»

(познавательно-исследовательская деятельность)

старший дошкольный возраст







Составила:

Соломкина Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории



Магнитогорск, 2023 год

Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи.

- Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление детей о многообразии космоса, о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине, об ученых-исследователях Циолковском и Королёве.

- Развивать социально-коммуникативные навыки (свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение слушать).

- Расширять и активизировать словарь такими словами как «вселенная», «солнечная система», «орбита», «галактика», «кратер», «метеорит», названия планет и др.

- Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений), фантазию и творчество.

- Воспитывать желание воспринимать и различать музыку (музыку космоса), восхищаться её красотой.

- Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь её.

Методы и приёмы:

- Методы: игровые, сравнительно-поисковые, практические.

- Приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Словарная работа: Ввести в словарный запас детей слова: космодром, невесомость, скафандр.

Материал и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, презентация «Планеты Солнечной системы», макет «Планеты солнечной системы», наборы геометрических фигур, диск с записью космической музыки, иллюстрации с портретом Ю. Гагарина.

Предварительная работа:

- Беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Космос»,

- рисование на тему «Инопланетные жители», «Загадочный космос», «Полёт на Луну»,

- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,

- изготовление поделок, аппликаций по теме,

- дидактические игры,

- работа с макетом «Солнечная система»,

- работа с лэпбуком «Космос»,

- сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космическая столовая», «Выход в открытый космос» и т.д.,

- чтение художественной литературы по теме Я.К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп». 

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель – Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк:

Вселенная много готовит загадок,

И многое в мире неведомо нам.

И в космос пускай запускают ракеты,

Дорога безмерна к далёким мирам.

Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.

Лишь кроху всего удаётся узнать,

Но мир открывать, безусловно, полезно.

Для этого в космос и стоит летать.

Воспитатель - Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна.

Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет.

  1 В старину считалось, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды.

2 Но, шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.

3 Приобрели мы эти знания о космосе и Вселенной благодаря ученым, исследователям космоса (демонстрация портретов Циолковского и Королёва), гениальным инженерам-конструкторам.

  4 Ну, и конечно главными покорителями космического пространства являются космонавты. Вы наверняка знаете имя первого на Земле космонавта, побывавшего в космосе (портрет Ю. Гагарина)

Кто же это космонавт?

Он пример для всех ребят,

Все зовут его героем

Он гордо звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Новому учиться.

Воспитатель - А вы бы хотели на время стать космонавтами и отправиться в замечательное путешествие к звёздам и планетам? (Да!) Тогда нам нужно будет построить звездолёт, вставайте около стульчиков.

Собираемся в полёт (повороты туловища вправо- влево)

Строим новый звездолёт (наклоны туловища вниз с прямыми руками)

«Луч» написано на нём

Мы в него сейчас войдём (шагаем на месте)

Космонавты смотрят в оба (повороты вправо и влево)

К старту всё уже готово (правую руку вытянуть вперед)

4-3-2-1 – Мы взлетаем

И летим (поднимаемся на носочках)

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза

Воспитатель - Ребята, пристегните ремни! (включается космическая музыка)

Дети открывают глаза.

Воспитатель – Вот мы и в космосе! Интересно, что же мы сейчас увидим в наши иллюминаторы?

Ночью горят, а днём они спят

В чёрном небе, до зари

Тускло светят фонари

Фонари-фонарики,

Меньше, чем комарики (звёзды)

 5 Правильно ребята, угадали! Посмотрите в иллюминатор, перед вами далекие звезды. (показ иллюстраций)

Рассказ воспитателя – Звезды кажутся маленькими, светящимися точками потому, что они находятся далеко от Земли, а на самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды постепенно растут, остывают и исчезают, а вместо них появляются другие.

А про что эта загадка?

Эта жёлтая звезда согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звёзд защищает (Солнце)

6 (Показ иллюстраций)

Воспитатель – Посмотрите в иллюминатор...

7 Солнце – это самая близкая к нам звезда. На самом деле, солнце – это огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет. Поверхность солнца нагревается до 60 000 градусов.

8 На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям, животным (показ иллюстраций).

Вот еще одна загадка.

Бегают вокруг огонёчка

7 сыночков и 2 дочки

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они (планеты)

Воспитатель – Правильно, ребята!

9 Солнце не одиноко. У него есть семья. Она называется солнечной системой. Вокруг солнца вращаются планеты. Все они разные по размеру и цвету. Солнечная система похожа на небесную карусель (демонстрирует макет солнечной системы). В самой середине находится Солнце, а вокруг него летят планеты, в числе которых и наша Земля. Солнце притягивает их к себе, как огромный магнит, поэтому они не разлетаются в разные стороны. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Эти космические пути называются орбитами. Они никогда не пересекаются и потому планеты не могут столкнуться.

Ребята, сейчас в нашей ракете мы пристёгнуты к креслам, а что будет, если мы отстегнём ремни. (Ответы детей)

А что повлияет на положение наших тел? (Невесомость)

 10 В космосе все тела ничего не весят. Они свободно летают по космическому кораблю. Это и называется невесомостью. Я предлагаю всем отстегнуть ремни и оказаться в состоянии невесомости. (Включается космическая музыка)

Физкультминутка «Невесомость»

Воспитатель – Все стали лёгкими и невесомыми как пушинки (дети плавно двигаются по комнате, выполняя придуманные ими движения, принимают необычные позы, застывают на месте).

Предлагаю всем занять свои места и пристегнуть ремни. Снова посмотрите в иллюминатор…

Крохотулечка-планета

Первой солнышком согрета

И проворна - год на ней

88 дней (Меркурий)

11 Дети берут модель планеты и прикрепляют на свою орбиту.

 12 Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций).

Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она

Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера)

 13 Дети прикрепляют модель Венеры на свою орбиту.

На планете чудеса:

Океаны и леса.

Кислород есть в атмосфере:

Дышат люди им и звери. (Земля)

14 Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации)

Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.

Расскажите, что это за условия?

Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь. Почему, ребята? (Ответы детей, почему её надо беречь и от чего) 

Над планетой красной кружат,

Каменюки, страх и ужас,

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем на той планете! (Марс)

15 Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций)

Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Поставьте, пожалуйста, модель Марса на свою орбиту.

Великан тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер)

 16 Воспитатель – Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. У неё есть 4 спутника. Поставьте, пожалуйста, Юпитер на свою орбиту. 

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

 17 Воспитатель – И эту планету давайте поставим на свою орбиту. Обратите внимание, сколько уже на нашем макете вращается планет? (ответы детей)

- А сколько орбит пустует?

- Кто из вас знает, как называются планеты, находящиеся на этих орбитах? (ответы детей)

- Давайте заполним пустующие орбиты. (дети ставят недостающие планеты на орбиты)

18 19 Давайте назовём эти планеты: Уран и Нептун. С недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем. (Показ иллюстраций) 

Воспитатель – Ну что же ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждёт она в тревоге,

Чтоб мы её спасли, 

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем, 

И защитим, как маму

От горя и беды!

Воспитатель – У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!»

Поздравляю всех с удачным приземлением!

 




















Используемая литература

1. Л.Б.Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

2. Н.В.Лабодина «Комплексные занятия, подготовительная группа».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!