Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Дикие животные зимой»
Подготовительная группа.
Воспитатель - Вараксина В.А.
Цели:
Образовательные:
Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни.
Напомнить, чем питаются звери, как они находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме.
Воспитательные: Воспитывать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано. Воспитывать желание изучать природу.
Развивающие: развивать связную речь.
Материал:
Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей.
Картинки с изображением диких животных.
Ход занятия
Воспитатель. Послушайте загадку.
« Снег на полях,
лед на водах,
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зима)
Воспитатель. А вы хотите побывать в зимнем лесу?
Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться в зимний лес.
(показ картин « Зимние пейзажи», звучит музыка П.И.Чайковского)
Воспитатель. А какая зима? (холодная, снежная, морозная)
Воспитатель. Каким мы видим зимний лес?
Дети. Лес зимой похож на сказку. Все кругом белым – бело. Очень тихо.
Воспитатель Вот на снегу мы видим чьи-то следы. Давайте отгадаем, кого мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой.
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Воспитатель. Правильно, это белочка.
Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?
Дети: Для того, чтобы ей было легче прятаться от своих врагов. (ястреба, куницы)
Зимой деревья стоят без листьев и на фоне серых ветвей и стволов , серая беличья шубка не заметна, в отличие от рыжей летом.
( демонстрируются картинки белки зимой и летом)
Воспитатель. Где живет белка?
Дети: В самые сильные морозы белка спит в дупле. Еще осенью она его подготовила для зимы. Натаскала в дупло листьев, мха, так что в дупле сухо и тепло.
Воспитатель. Чем питается белочка зимой?
Дети. Белочка - хлопотунья. Летом и осенью она подготовила припасы: она собрала орехи и желуди, насушила грибов. Она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.
Воспитатель. А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети. Заяц ( демонстрируются картинки зайца летом и зимой)
Летом он был серым, а к зиме постепенно побелел: сначала белый становится хвост, потом лапки и туловище.
Воспитатель. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
(Дети высказывают свое мнение)
Воспитатель. Как заяц спасается от своих врагов?
Дети. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние ноги у него очень сильные , он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от лисы и волка.
Воспитатель. А как же заяц себе домик устраивает?
Дети. У зайца нет норки. Днем он спит, зарывшись в сугроб, а ночью он выходит добывать еду. Обгладывает кору молодых или упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Воспитатель. Вот и главные враги зайчишки- волк и лиса.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
(Рассказ о волке)
Волк не меняет шубу, но к зиме шерсть у него становится гуще и теплее. Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Днем волки спят, а ночью охотятся.
Воспитатель.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной.
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
Воспитатель. Правильно это лиса.
Как же лиса подготовилась к зиме?
Дети. Шубка у нее становится теплой, отрастает на лапках густая шерсть и ей не холодно ходить по снегу.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, а почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки?
(Дети высказывают свое мнение)
Воспитатель. А вот каких животных встретить в лесу зимой нельзя?
Дети. Медведя, ежа. Они зимой впадают в спячку. Поэтому припасов они не делают.
Осенью они наедаются, чтобы всю зиму проспать до весны.
Воспитатель. Как они готовят себе жилище , чтобы перезимовать?
Дети. Еж утепляет норку, сгребая листья, мох, сухую траву. Медведь спит в берлоге.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна. (Медведь)
Дети делятся на 2 команды
Игра « Составь слово»Лиса, Белка, Заяц, Волк, Ёж. ( предлагаются карточки с буквами)
Игра «Назови детенышей в единственном и во множественном числе»
Белка- бельчонок – бельчата.
Заяц – зайчонок - зайчата….
- Как называю маму зайчат? (зайчиха)
Лиса- лисенок - лисята
- Кто папа в лисьем семействе? (лис)
Волк – волчонок - волчата
- Как называют маму волчат? (волчица)
Медведь – медвежонок - медвежата
- Кто мама у медвежат? (Медведица)
Ёж - ежата- ежонок
- Назовите маму ежат? (Ежиха)
Игра « Собери группу»(предлагаются картинки: лиса, лисенок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, лось, лосенок, олень, олененок, белка, бельчонок, еж, ежонок).
Инструкция: распределить изображенных на карточках животных по группам и дать название каждой группе. (Дети находят решение) Например: Взрослые животные, детеныши, хищники, растительноядные животные, кто впадает в спячку, кто бодрствует зимой.
Игра « Четвертый лишний»
-
Медведь, волк, лиса, заяц (впадает в спячку)
-
Волк, лиса, лось, олененок (детеныш)
-
Волк, лиса, еж, заяц (травоядный)
Итог занятия:
Подведение итогов , какая из команд победила.