Конспект НОД на тему: «Русские народные сказки»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Способствовать развитию коммуникативных способностей.
Задачи:
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые русские народные сказки.
Обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя: Много веков назад, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, скороговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. В каждой стране, у каждого народа – свои сказки. Сказки – один из видов устного народного творчества.
Сказки бывают: народные и авторские. Традиционно русские народные сказки подразделяют на три вида: волшебные, социально – бытовые, о животных.
Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная» «Царевна - лягушка» «Кощей Бессмертный» и другие. Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
Социально-бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Солдат и царь» и другие. Главные герои: люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Сказки о животных: «Медведь и лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» и другие. Главные герои: животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным.
Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!
В русских народных сказках добро всегда побеждает зло, потому что доброта, трудолюбие, любовь, верность, ум, уважение к старшим «побеждают» лень, хитрость, жадность, грубость, трусость.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Звучит мелодия песни «В мире много сказок»). Деятельность воспитателя:
Сказка долгожданная в гости к нам спешит,
Музыка знакомая об этом говорит.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки.
Отгадайте без подсказок
Кто герои этих сказок?
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей!
Деятельность воспитателя:
Отправляемся в путешествие по русским народным сказкам. Я буду вам читать отрывки из русских народных сказок, а вы, ребята, попробуйте отгадать и назвать сказку.
Деятельность воспитателя:
По опорным словам назовите сказку.
Итог. Релаксация.
Деятельность воспитателя: Дети, скажите, героев каких сказок вы сейчас отгадали?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Почему сказки называются русские народные?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Кто расскажет, как русские народные сказки, из далеких времен дошли до нас с вами, в наш современный мир?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Что означает выражение «Из уст в уста»?
Деятельность детей: Ответы.
Деятельность воспитателя: Какие виды сказок вы знаете?
Деятельность детей: Ответы.