Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида» города Пикалево
КОНСПЕКТ НОД
по ОО «Познавательное развитие»
«Треугольные письма»
(для старшего дошкольного возраста)
Составила: Корчагина И.П.
2019 г.
Цель: формирование представлений о солдатских письмах Великой
Отечественной Войны.
Задачи:
познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во
время Великой отечественной войны (посылались в виде треугольников,
сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания);
определять и чувствовать важность и значимость фронтовых писем,
предполагаемое их содержание (поднимали бодрость духа бойцов, были той
прочной связующей нитью между родными людьми, помогали выжить
солдату, вселяли надежду на скорую победу);
учить детей складывать письма треугольником с опорой на схему.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне;
чтение рассказов, стихотворений о войне;
просмотр мультфильма «Воспоминание» (1986г.);
прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Журавли».
Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор; картинки писем военных лет и современных писем, картинка как бойцы пишут письма, картина А.И. Лактионова «Письмо с фронта»; тетрадные листы на каждого ребенка, схема «Письма треугольники»; аудиозапись песни «Треугольные письма».
Ход НОД:
На экране картинка два письма: в современном конверте и военное – треугольник.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экран! Как выдумаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем же отличаются эти письма?
Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные - конверт одного белый, незапачканный, а другое письмо коричневого цвета, старое.
Воспитатель: Молодцы, ребята и здесь вы точно подметили, чем именно отличаются эти письма друг от друга (воспитатель показывает письмо в современном конверте). Ребята, кто видел такие письма у себя дома? Посмотрите, какой красивый, нарядный конверт. А для чего нужны нам письма?
Дети: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости, поздравлять с праздниками и посылать их по разным адресам с помощью почты!
Воспитатель: А как вы думаете, что за это письмо? (предположения детей). Это ребята – солдатские письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
В треугольничках солдатских!
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны. Г. Серебряков
Воспитатель: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди еще спали, на нашу страну напала фашистская Германия. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.
Война длилась долгих четыре года. И все четыре года воины солдаты писали письма домой, потому что в те далекие времена не было возможности по - другому связаться со своими родными.
На экране картинка как солдаты пишут письма домой.
Ребенок читает заранее выученное стихотворение «Треугольные письма»
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
Воспитатель: В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
Письма с фронта отправлялись не только в родные места к родным, но и с помощью них устанавливалась тесная связь фронта с детьми вашего возраста, посещающими как вы, детский сад. Бойцы часто находили такие слова, которые были особенно понятны детям, производили на них большое впечатление. Эти письма были искренними, серьезными и простыми.
Когда дети получали ответы от бойцов с благодарностью за их заботу и за посланные им подарки восторгу детей не было конца. Они могли слушать эти письма много раз подряд с блестящими глазами и в абсолютной тишине. Каждому хотелось подержать письмо в руках. Всем тем, кто приходил в детский сад они радостно сообщали о нем.
Воспитатель зачитывает несколько писем:
«Ваши подарки – писал боец Т. Иваненков в детский сад Кировского района, - получили лучшие бойцы – танкисты. Разве они не помощь нам? В эту минуту мы еще больше ощутили заботу, которую проявляют нам не только взрослые, но и дети. За нас, дорогие ребята, не беспокойтесь. Мы крепко бьем фашистов, уничтожим всех, кто пробрался в нашу страну».
«Милая девочка – пишет боец – доброволец,- подарок, Вами высланный, получил. Когда сестра принесла его в палату и предала вместе с письмом детей детского сада, то у меня сразу прекратилась боль, хотя рана серьезная. Это от того, что нам даже дети помогают. Наш долг, милая девочка, всем встать на защиту своей дорогой Родины от малого до старого, и враг будет разбит»
Воспитатель: Эти письма воодушевляли детей, наполняли их гордостью за бойцов, которые храбро защищали их Родину от фашистов. В ответ дети также посылали подарки (носовые платки, кисеты, записные книжки) много теплых писем отправляли на фронт и в госпитали, написанные со слов детей, воспитателями, потому что сами дети еще не могли писать. В них дети говорили о любви к родине, к солдатам, о ненависти к врагу, благодарили за заботу, за подарки.
У солдат не было конвертов и красивых марок, поэтому им приходилось писать на тетрадном листке, который затем сворачивался треугольником. На нем писался адрес получателя, и затем письмо передавалось почтальону, который старался доставить эти весточки с фронта в целости и сохранности.
Воспитатель: Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой на привале или в минуты короткой передышки между боями, согнувшись где-нибудь в уголке, положив листок на колено. Иногда закончить письмо не удавалось – звучал сигнал атаки, начинался бой.
Воспитатель: И наконец, настал тот день, когда солдаты в своих письмах смогли написать о победе. Это был день – 9 мая 1945 года. Вот как писал об этом победоносном дне одесский поэт И. Редченко.
воспитатель зачитывает стихотворение
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права…
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей.
И кто – то пел,
И кто - то плакал.
И кто – то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Еще не зная,
Что он поет не на войне.
Воспитатель: Закончилась война, прошло много времени с тех пор, но эти письма остались памятью о страшной войне. Они стали предупреждением всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать все живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Сегодня, когда вы придете домой, спросите у своих родных: сохранились ли у них письма – треугольники? Попросите прочесть их вам, вслушайтесь в слова данного письма и вспомните нашу беседу с вами. Люди не должны воевать между собой, наоборот должны жить в мире и согласии.
В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать сделать письмо-треугольник.