Конспект НОД «Песочная страна» в старшей группе.
Работа с детьми с ОВЗ.
Педагог-психолог: Иванова ИВ
Возрастная группа: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности (логопедическая), дети с ОВЗ и дети – инвалиды.
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния детей с ОВЗ через взаимодействие с песком.
Задачи:
1. Снижение тревожности и психофизического напряжения.
2. Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение)
3. Развитие мелкой моторики, координации движений.
Оборудование: экран для презентации картина «Морские обитатели», индивидуальные трубочки, влажные салфетки, световой стол с кварцевым песком, коробки с кварцевым песком, ракушки, мелкие игрушки, цветные камешки.
Ход НОД
Упражнение «Здравствуй друг»
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас очень, давайте поприветствуем друг друга (участники делятся на пары)
Здравствуй друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был – берутся за ухо;
Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
- Ребята, вы любите путешествовать? Тогда предлагаю вам путешествие в необычную страну и попадем мы в нее также необычным способом, угадав загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Воздушный шарик).
- Мы можем полететь на таком воздушном шаре? (Нет).
- Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).
- Закройте глаза, и почувствуйте, как легкий ветерок перенесет нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей. Дышим глубоко, ровно и легко.
Психогимнастика
- Открывайте глаза и представьте, что сейчас мы с вами будем надувать шар. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Вот мы и перенеслись с вами в интересную «Песочную страну». Напоминаю вам правила пользования песком:
Перед работой, закатываем рукава.
Упражнения выполняем не спеша, все движения с песком выполняем осторожно.
Песком нельзя друг в друга бросать.
Играть с песком можно только в песочнице.
После игры с песком, следует тщательно вымыть руки с мылом.
Песочная терапия с детьми
Каждому ребенку предоставляется отдельная коробка с песком.
- Давайте поздороваемся с песочком. Здравствуй песочек! Положим ладони на песок, погладим его. Какой он? (сухой или мокрый, теплый или холодный).
- Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.
- Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?
- Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.
- Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.
- Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!
Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.
- Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось.
Упражнение "Змейки"
- В «Песочной стране» живут разные волшебные существа. Они ходят разными дорожками. Пальцем проведите ровную, прямую дорожку. Чья это дорожка, как вы думаете? А теперь проведите дорожку змейкой. Чья она? Далее дети рисуют разнообразные дорожки в виде: кружочков, петелек, палочек и придумывают, чья она может быть.
Упражнение «Раскопки»
- В песке бывает много скрытых сокровищ, давайте мы их попробуем отыскать? Закройте глаза и представте разные сокровища (в это время психолог прячет в песок различные камни и игрушки).
- А теперь откройте глаза. И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза (слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и описывают их).
Игра «О чем рассказывает раковина?»
Психолог показывает большую раковину.
- У этой раковины есть какая-то тайна, и она расскажет нам ее. В подводном мире, где была эта раковина, живут удивительные рыбы, осьминоги, раки. Морское дно украшают разноцветные камни. (Слайд «Морские обитатели»). Посмотрите на экран, и вы увидите морские глубины и их жителей (беседа по картине)
Создание картины «Подводное царство»
- Давайте попробуем создать свое подводное царство, используя ракушки, цветные камешки, игрушки (дети самостоятельно работают в песочницах, психолог задает уточняющие вопросы). Посмотрите на свои картины. Морские пейзажи вышли у вас интересные, замечательные. Расскажите о своих рисунках, подводных обитателях? (диалог с детьми).
- Молодцы, ребята! Мы дружно с вами поиграли, и все нам удалось. Это потому, что вы помогали друг другу. Наше путешествие заканчивается. Встанем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:
Мы - веселые ребята. Дружно, весело играем. И друг другу помогаем.
- Попрощаемся с Песочной страной и отправимся на воздушных шариках в свой детский сад. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Вот мы и перенеслись с вами в детский сад. Спасибо за интересное путешествие и до новых встреч.
Использованы интернет – источники:
Melkie.net https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/pesochnaya-terapiya-dlya-detey-zanyatiya-programma.html
Maam.ru https://www.maam.ru/detskijsad/-pesochnaja-terapija-dlja-doshkolnikov-chudesa-na-peske.html
Nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/10/master-klass-pesochnaya-terapiya-v-rabote-s-doshkolnikami