СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель: 

  • Формировать  представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Задачи:

1.Образовательные:

- Ознакомить детей со свойствами воды:

  • - отсутствие собственной формы;
  • - текучесть;
  • - пар тоже вода;
  • - вода может растворять предметы.

- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

  • - развивать навыки проведения лабораторных опытов:
  • - закрепить умение работать  с посудой (стеклянной и прозрачной);

- Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

2. Воспитательные:

  • -поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
  • -вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

 

3. Развивающие:

  • -развивать собственный познавательный опыт;
  • -расширить перспективу развития  познавательной деятельности детей, путем включения  их в мыслительные,  моделирующие и преобразующие действия;

 

Предварительная работа.

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для НОД.

  • Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
  • Фильтровальная бумага.
  • Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.
  • Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.
  • Иллюстрации с изображением водоёмов, водяных мельниц, водохранилищ.
  • Электрообогреватель или кипятильник.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»»

Экология

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель:

  • Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Задачи:

1.Образовательные:

- Ознакомить детей со свойствами воды:

  • - отсутствие собственной формы;

  • - текучесть;

  • - пар тоже вода;

  • - вода может растворять предметы.

- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

  • - развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • - закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной);

- Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

2. Воспитательные:

  • -поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

  • -вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.


3. Развивающие:

  • -развивать собственный познавательный опыт;

  • -расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;


Предварительная работа.

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.

  • Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

  • Чтение художественной литературы.

  • Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для НОД.

  • Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

  • Фильтровальная бумага.

  • Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

  • Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.

  • Иллюстрации с изображением водоёмов, водяных мельниц, водохранилищ.

  • Электрообогреватель или кипятильник.



Организационный момент


Вос-ль: Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты мы уже с вами проводили? (ответы детей) Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился новый предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Вос-ль: Кто знает, как называется этот предмет? Для чего он нужен? А что льётся в фонтане? (вода) Что мы можем сказать о воде?

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.


Основная часть


«ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это проверим. Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Вос-ль: Как нужно обращаться с такой посудой?

Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.

Вос-ль: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

Дети: Потому что вода жидкая.

Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.

(Самостоятельная работа детей)

Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»

Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.

Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.


«ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»

Вос-ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Вос-ль: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вос-ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Вос-ль: А какая кипящая вода?

Дети: Она очень горячая.

Вос-ль: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.

Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.


«ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Вос-ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар?(высказывания детей)

Вос-ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».


Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли»


«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»

Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Вос-ль: Теперь вторая загадка:

В воде родится,

Воды боится. (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Вос-ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.

Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.


«ОЧИСТКА ВОДЫ»

Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Вос-ль: Куда же делось масло?

Дети: Всё масло осталось на фильтре.

Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Заключительная часть


Вос-ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т.д.).

После игры воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Вос-ль: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?

Дети:

-Вода это жидкость;

-Вода не имеет собственной формы;

-Вода может нагреваться, быть горячей;

-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие;

-Воду можно очистить с помощью фильтра.

Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода»

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Вос-ль: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.




Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

«Друзья природы»



Программное содержание : расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений ( в лесу . на лугу и в других природных сообществах).

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.

Материалы и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»

Ход: Каждый из нас живёт в доме . А когда –то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере . Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек научился многому. Теперь мы живём в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.

Что такое природа? Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из шерсти, из шерсти делаю нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа. Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть , шуршать .Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

( слушание аудиозаписи)

А как нужно себя вести на природе? ( ответы) Молодцы ребята . любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила .

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы объясните , что он обозначают.

-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух

- Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них

-Не разорять муравейники- они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

Молодцы ребята , правильно знаки назвали.

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова) Молодцы ребята , правильно знаки назвали.



Слушайте второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно назвать и разделить на зимующих и перелётных.

Игра « Кто быстрее ?

Зимующие :сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.

Перелётные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.

Молодцы, порадовали меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые, кто-то из них лишний: муха, бабочка, комар, паук.

Игра « Кто лишний»

И последнее задание :назови лекарственные растения.

Игра « Кто больше назовёт?» ( шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица) Молодцы ребята , многое знаете о природе. Но в лесу , на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди . Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных .А ведь в природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся. Игра « Берегите природу» Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним ? Правильно . мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей , учебников для школьников, книг .Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно , из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья- «легкие нашей планеты» ,которые помогают нам дышать свежим воздухом.

 Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка . подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.



Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».



Цели:

Образовательные:

Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных вопросов, совершенствовать грамматический строй речи. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе). Учить освоению элементарных норм поведения по отношению к природе.

Развивающие:

Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Развивать познавательный интерес к миру природы.

Воспитательные:

Учить пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.



Ход занятия.

Воспитатель читает детям экологическую сказку «Родник».

Родник

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

По окончанию чтения сказки «Родник» воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

  • Как бы вы поступили на месте Артёма?

  • Как бы вы поступили на месте Артёма?

  • Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Чтение сказки «Родник» второй раз.





Вопросы

  • Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

  • С кем Артём ходил за водой на родник?

  • Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

  • Чем занимались Андрей и Петя?

  • Какой вред приносят природе такие игры?

  • Почему Артёму приснился необычный сон?

  • Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

  • Кто помог Артёму исправить ошибку?

  • Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?

  • Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Беседа о весне»



Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появля­ются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жиз­нью растений, животных, между явлениями неживой при­роды и сезонными

видами труда. Вызвать эстетическое пе­реживание от весеннего пробуждения природы.

Развивающая среда: картинки с явлениями природы, кар­тинки с изображением животных, календарь погоды, кар­тины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Это стихотворение написал Афанасий Фет.

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы).

Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Ребята выходят и называют явления природы).

Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние).

Сколько месяцев в году? (12)

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «ка­пель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?

(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зи­мой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна-красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

4.  Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медве­дица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Бе­лочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают мура­вейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются сквор­цы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают ози­мые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, пет­рушку, морковь, лук)

5. Пальчиковая игра

Сидят две птички,

маленькие синички,

Сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде на высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Май - сердце весны.

Месяц май - пой да гуляй!

6. Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...

Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

 























План-конспект занятия по экологии

(подготовительная группа) на тему:







«Экскурсия в осенний парк»





Задачи:

Расширить знания детей о природе осенью.

Уточнить представления детей о первых признаках осени.

Помочь устанавливать связи, зависимости живой и неживой

Природы.

Развивать внимание к окружающему миру.

Формировать умение видеть красоту природы.

Закреплять знания детей о природопользовании.

Воспитывать любовь к природе.



Словарная работа: листопад, ствол, ветки, почки.



Предварительная работа:

Целевая прогулка. Ознакомление с деревьями своего участка.

Наблюдение за поведением птиц. Чтение художественной

Литературы: «Времена года» - Д.Зуева, « Родная природа»-

Я. Кайгородова, «Лесные загадки» - В.Дмитриева.

Рассматривание картин: «Золотая осень» - И.Левитана,

«Осенний день», «Сентябрьский день» - Л.Бродской.

Игры: «Когда это бывает?», «Детки на ветке», «Угадай что

Растёт?».

Просмотр диафильма «Осень в лесу».

Ход занятия:



Воспитатель сообщает об экскурсии в парк. Предлагает вспомнить правила поведения на проезжей части дороги. Выбирают членов «Зелёного патруля» и определяют их обязанности: Охранять растения, сообщать о нарушениях правил поведения в природе. Перед тем, как отправиться в парк воспитатель обращается к детям.

Послушайте загадку: «Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?»

-После, какого времени года наступает осень?

-Сегодня мы пойдём в парк, чтобы полюбоваться его красотой в начале осени.

Придя в парк вместе с детьми, воспитатель руководит их наблюдениями и беседует:

-Какого цвета были листья на деревьях летом?

-А сейчас?

-Да, дети, все деревья ярко расцвечены. Цвет листьев на деревьях от лимонно-жёлтого до темно багрового. Давайте подойдём поближе к деревьям и посмотрим одинаковые ли они. Какое это дерево?

-Берёза стоит жёлтая. Особенно жёлтая она внизу, а на верху ещё есть зелёные листочки. Вверху берёза летняя, внизу - осенняя. Посмотрите на это дерево. Вы узнали его? Да, это осина. Какая она?

-Листочки у осины красные, переливаются на солнце. Осенью осина очень красива, красные листья блестят на солнце. Что ещё можно сказать о листьях осины? (ответы детей).

-Приглядитесь, они разговаривают, шепчутся, шелестят. Деревья, как люди, все разные. И листочки у них тоже разные по форме, цвету, почкам. Даже кора и та разная. Погладишь дерево и сразу это почувствуешь. (дети проводят по коре дерева).

-Что можно сказать?

-А сейчас я вам расскажу, почему у берёзы кора белая. В коре у берёзы есть вещество, которое окрашивает её в белый цвет. А теперь давайте посмотрим, как опадают листья с деревьев. Их много на земле. Побегайте по дорожкам. Как называется это явление? ( Листопад. Дети повторяют это слово несколько раз).



-Об этом периоде осени поэт так сказал:

-Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

А.С.Пушкин.



-Дети, что вы чувствуете, наблюдая за красотой осеннего парка? (дети выражают свои мысли и чувства, читают знакомые стихи, песни).

- А сейчас я вам расскажу, какую пользу приносят берёза и осина человеку. Эти деревья человек использует как строительный материал. Из берёзы изготавливают оконные рамы, скамейки, столы. При сгорании берёза отдаёт большее количество тепла, поэтому человек использует её для топки печей. Почки и листья берёзы обладают лечебными свойствами. Из них изготавливают настои и пьют от простуды. Из веток берёзы изготавливают веники. Для того чтобы срубить берёзу надо получить разрешение в лесничестве. Из осины рубят бани, изготавливают спички. Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. ( Дети обсуждают вопрос о том, почему без нужды нельзя ломать ветки деревьев, почему не следует шутить с огнём).

-Вспомните, какого цвета трава летом. А сейчас? Давайте поищем жёлтую траву (дети без труда находят пожелтевшую траву).

- Давайте посмотрим на небо и подумаем, какое же стало небо, и подумаем какое, какое же стало солнце.

- Солнце уже так не греет, как летом.

_- Да, оно бледнее и холоднее, появляется заметно реже, чем летом. В полдень поднимается не так высоко. А что же стало с небом?

- На небе появились серые тучи.

- Правильно, небо сделалось бледно-голубым. На нем все чаще появляются хмурые, серые тучи, затягивая все небо. Послушайте загадку:

« Шел, долговяз, в землю увяз» (Дети говорят, что это дождь)

- Какой осенью дождь бывает?

- Мелкий, холодный, моросящий, скучный, затяжной.

- С каждым днем все меньше становится птиц. Почему? (Дети говорят, что многие птицы улетают на юг).

- как их называют?

_ Их называют перелетными птицами.

Обобщение воспитателя:

- Дети, мы с вами сегодня посмотрели, как изменился парк осенью. Но в начале осени еще бывает много теплых дней, греет солнышко. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво. Этот период времени называют золотой осенью. Ее любят за щедрость. Она отдает людям богатство своих полей и лесов, садов. В конце осени солнечных дней становится меньше, солнце греет плохо, становится холодно. Птицы готовятся к отлету, звери к зиме.

Затем детям предлагается игра «От какого дерева лист». Ребята держат в руках листья от деревьев и по команде воспитателя собираются вокруг своих деревьев.

В конце экскурсии им предлагается набрать букеты опавших листьев для изготовления гирлянды и аппликации.

Конспект занятия НОД в подготовительной группе

Тема: «Зимняя экскурсия в парк»

Задачи: Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (Снег покрыл всю землю. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев. Рдеет красная рябина.).

Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Ежедневные наблюдения за погодой;

  • Заучивание стихотворений;

  • Наблюдение за состоянием животных и растений;

  • Рисование животных и деревьев;

  • Прослушивание музыкальных произведений о зиме и осени.

Материал к экскурсии: Воспитатель вместе с детьми заранее вырезает снежинки, подготавливает кормушки и корм для птиц, берет с собой на экскурсии корзинки для природного материала.

Ход экскурсии

Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу и загадывает загадку.

Воспитатель:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

Дети: Это снежинки.

Воспитатель: Расскажите, как вы догадались? (Выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть снежинки на варежках, рукавах курток и пальто).

Воспитатель: Встаньте лицом друг к другу и рассмотрите, одинаковые ли снежинки по форме (Поощряет высказывания детей).

Снежинки очень красивые. Русский писатель И.Тургенев называл их легкими звездочками пушистого снега. (Прошу детей прочитать отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»).

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая.

Дорогой бурною легко проносится

Не ввысь лазурную, -

На землю просится…

А теперь я предлагаю пойти в парк и посмотреть, что там изменилось с тех пор, как мы были там в последний раз.

По дороге воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разведчики», чтобы заметить, что изменилось в природе. Побеждает, увидевший большее количество изменений.

У входа в парк воспитатель останавливается и осматривается, чтобы полюбоваться красотой зимней природы.

Воспитатель: Давайте помолчим, тихо постоим и послушаем тишину парка… Читаю строчки из стихотворения поэта Н.Рыленкова:

«Первый снег опушил у деревьев ресницы

И в лесу, и в полях – тишина, тишина…»

Нравится ли вам здесь? А что именно вам нравится? Как вы думаете, здесь красиво? Расскажите, что вы видите и слышите (Ответы детей).

И действительно, парк очень красив: ели стоят будто былинные богатыри, ветки под тяжестью снега опустились вниз, они все занесены снегом и зелени почти не видно. Парк будто уснул. Все притихло.

А что вы можете сказать про березки, как их украсила зима?

Дети: Березки надели наряды из кружев.

Воспитатель: Как вы думаете, холодно деревьям зимой? Нет, почки у деревьев закупорены и не пропускают холода. И все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.

Скажите, какое у вас сегодня настроение? Почему оно такое? (Ответы детей).

Воспитатель: Послушайте, ребята, какое удивительное стихотворение о первом снеге написал поэт Суриков:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Представьте себе, что вы снежинки, кружитесь и тихо опускаетесь на землю (Дети изображают, как снежинки опускаются на землю).

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой сегодня снег. Возьмите его в руки, подуйте (Пушистый снег разлетается). Понюхайте воздух, какой он? Что еще можно сказать о снеге? (Сверкающий, свежий, чистый, белый, с голубыми тенями от деревьев и т.д.).

А теперь посмотрите на небо, какое оно? (Ответы детей). Давайте еще послушаем звуки нашего парка. Что слышите?

Дети: Чирикают воробьи, попискивает большая синица на кустах рябины, нахохлившись сидят снегири.

Воспитатель: Что здесь делают снегири? (Ответы детей). Посмотрите, они похожи на красные яблочки. А как хороша красавица рябина на фоне белого снега! Послушайте, какие красивые строки я знаю:

Рассыпались рябиновые грозди

На белый снег рубиновым ковром…

(О. Брейтшпрехер)

Хорошо ли воробьям и синицам зимой в лесу? Чем они кормятся? Хватает ли им еды? Посмотрите, как они себя ведут.

Дети: они сидят, нахохлились, перелетают с места на место в поисках корма.

Воспитатель: Мы с вами принесли им угощенье. (Воспитатель вместе с детьми выбирает место и вешает кормушки с зернами и кусочками сала. Затем все наблюдают за поведением птиц).

Воспитатель: Как ведут себя птицы? Посмотрите, кто-то посмелее, кто-то робко топчется в сторонке (Воспитатель беседует с детьми о том, что заботиться о птицах зимой нужно постоянно. Напоминает детям ранее заученные строки):

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

А во дворе метелица

Ковром шелковым стелется,

Да больно холодна…

(С.Есенин)

Игры со снегом. Воспитатель организует подвижную игру. Игра «Угадай по следу, кто здесь был». Дети собирают на снегу шишки, хвоинки ели, сосны.

Перед тем как вернуться в детский сад, воспитатель предлагает детям выбрать, какой уголок парка они нарисуют, рассказать о нем, запомнить, как он выглядит, если возможно, набросать эскизы.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Библиотека»



Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге.



Воспитатель Вся история развития человеческого ума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

Воспитатель А что же означает слово «библиотека»?

Ответы детей

Воспитатель В переводе с греческого «библио» - значит «книга», «тека» - «хранилище», «библиотека» - это «хранилище книг». Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамсеса ІІ1 археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В Древнем Египте были библиотеки, которые назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. Как вы уже поняли, писали египтяне свои книги на папирусе Что же такое папирус? Это многолетние водное растение. Его можно сравнить с нашим камышом, но такое сравнение будет приблизительным. Создавали люди и деревянные книги. Они появились ещё в I веке н.э. Книга изготавливалась так: на страницы-дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой, затем несколько дощечек соединяли шнуром в книжечку. Книги на пальмовых листах существовали в странах Востока, из папируса – в странах Средиземноморья

«Окном в исчезнувший мир» стали для нас берестяные грамоты. На Руси в ХІІІ – XІV столетиях распространённым материалом для письма была кора берёзы – береста. Она употреблялась особенно широко на севере. В Новгороде при раскопках обнаружено более 600 так называемых берестяных грамот. До середины ХIV – материалом для письма на Руси служил пергамент. Лист пергамента разлиновывается специальным приспособлением – керакской, чтобы строчка ровною получалась. Чернила для рукописей делались из чернильных орешков, вишнёвого клея

Изобретателем бумаги было принято считать крупного китайского государственного чиновника Цай Луня. В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы.

В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы .А сейчас у нас в стране много библиотек и мы сегодня с вами отправимся в одну из городских библиотек имени Гайдара. Увидим как хранятся книги нам расскажут как можно записаться в библиотеку и брать книги для чтения. А вы любите. когда вам читают сказки ? Я сейчас проверю

  1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве) 2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником) 3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая) 4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей) 5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист) 6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга) 7. Назовите место рождения Колобка (печь) 8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка) 9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)





10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки) 11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку) 12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб) 13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом») 10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла)....



12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка). 13.На чем ездил Емеля? (на печи). 14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке). 15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми). 16.Кто перенес Айболита в Африку? (орел)....



Воспитатель Молодцы хорошо знаете сказки ну а теперь в путь в библиотеку.



Тема: Как мы дышим?.

Цель: познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека, с основными особенностями работы дыхательной системы, воспитывать желание бережно относиться к этому жизненно важному органу.



Наглядный материал: силуэт человека и его органов дыхания, воздушные шарики.



Ход занятия: вначале занятия обсуждаем с детьми откуда берётся на земле воздух, есть ли он в нашем помещении, все ли люди дышат. Для того, чтобы дышать, у человека есть специальные органы – лёгкие. Расположены они слева и справа. Чтобы попасть внутрь организма, воздух проходит долгий путь.

Давайте вздохнём. Куда попал воздух? В нос. В носу воздух согревается и очищается от большого количества микробов и вредных веществ. После этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку под названием трахея. Затем его путь лежит через бронхи, и в конце концов воздух попадает в лёгкие. (по мере обсуждения органы дыхания выкладываются на силуэте человека). Лёгкие похожи на гроздья винограда, где вместо ягод воздушные пузырьки как надувные шарики. Лёгкие, как сердце, работают неустанно и днём, и ночью. При вдохе они наполняются воздухом, при выдохе - воздух выталкивается наружу. Лёгкие – это добрые и заботливые помощники. Они обеспечивают организм необходимым для жизни кислородом и выводят вредный углекислый газ. Лёгкие очень ранимы, поэтому так важно знать как не навредить им, не сделать больно. Болезнь или травма лёгких могут привести к серьёзным осложнениям здоровья и жизни человека.

Легкие постоянно трудятся и мы должны о них заботиться: стараться не простужаться, дышать чистым воздухом. Очень вредит лёгким курение.

В конце занятия предлагаю детям надуть воздушные шарики, обращая внимание на то, что при вдохе лёгкие, как и шарики, наполняются воздухом и увеличиваются в размере, а при выдохе уменьшаются.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»

для детей подготовительной группы

 Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Материалы к НОД: фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», мячик из мишуры («снежок»), клей ПВА.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие.

А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве?

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Воспитатель: Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Игра «Верю – не верю».

Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.

А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки.

Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)

Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)

- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.

Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки.

Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.

Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

В конце подводится итог.






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!