СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Зачем кактусу «колючки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Зачем кактусу «колючки».»

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Зачем кактусу «колючки».

(растения пустыни, саванны, приспособление животных к засушливому климату).

ЦЕЛЬ: познакомить детей с особенностями строения тела и поведения животных пустыни и саванны, а так же растений в условиях засушливого климата.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ:

Днем в пустыне жарко и животные прячутся в норы или закапываются в песок

Если от жары вянут растения в пустыне и нет еды, черепахи впадают в спячку.

Недостаток влаги в пустыне приводит к тому, что растения приспосабливаются – у них удлиняются корни для добычи воды, вместо листьев – колючки (они защищают от солнца, собирают влагу, защищают растения от животных).

Окраска животных желтовато-серого цвета – под цвет песка.

Из-за жары в пустыне некоторые животные ведут ночной образ жизни, т.к. ночью прохладнее.

Верблюд так же приспосабливается к жизни в пустыне:

- длинные пушистые ресницы защищают его глаза от песка

- во время песчаной бури верблюд смыкает ноздри, что бы туда не попал песок

- оба пальца на ногах соединены мозолистой подушкой, благодаря ей он не проваливается в песок

- питается колючками , т.к. его рот не чувствителен к шипам и колючкам

- шерсть служит теплоизолятором, он не боится жары

-в горбах накапливается жир, поэтому он может долго не есть и не пить

- птицы из-за недостатка воды приносят воду птенцам в клюве и поят их, помогают при перелетах на большие расстояния длинные острые крылья (рябок).

СЛОВАРЬ: пустыня, саванна, засуха, недостаток влаги, обилие света.

МАТЕРИАЛ: мелкие игрушки для экосистемы «пустыня», игрушка верблюда

-для опыта: комнатные растения (кактусы, фиалка, фикус), целлофановые пакеты, магнитофон, мелодия «ветер».


ХОД:

I часть

1. РАССМОТРЕТЬ КАКТУС:

Загадать загадку: «растет в пустыне, колючий, а не ежик». Рассмотреть его, описать, назвать какой он формы? Есть ли листья? (листья превратились в колючки).

Зачем ему колючки? ( защищают растение от солнца, сберегают влагу, защищают от животных).

Где растут кактусы?

Давайте дети вместе с вами отправимся в пустыню.( звучит музыка ветра)

2. БЕСЕДА О ПУСТЫНЕ:

Из чего состоит почва пустыни? (это высушенный песок и глина). На чем можно передвигаться в пустыне? (на верблюдах). Почему? (машины не проедут по песку, а у верблюда оба пальца на ногах соединены мозолистой подушкой, благодаря чему он не проваливается в песок).

А вот и «корабль» пустыни – верблюд (игрушка). Он может перевозить людей и грузы. В пустыне ходят целые «караваны» верблюдов с грузами.

Почему верблюд желто-серый? ( под цвет песка). Зачем верблюду такие густые ресницы? (защищают его глаза от песка).

Во время песчаной бури, которые переносят песок, верблюд смыкает ноздри, чтобы песок не попал туда.

Чем питается верблюд в пустыне? (колючками). Рот у верблюда жесткий, не чувствительный к шипам.

Зачем шерсть верблюду, ведь в пустыне очень жарко? (она служит теплоизолятором, и он не боится жары)

Почему верблюд может долго обходится без еды и без питья? (в горбах у него накапливается жир)

Что вы видите в пустыне? (она бедна растительностью, т.к. мало воды, дожди идут редко, засуха, много солнца, днем жарко, а ночью холодно).

Как выживают растения в пустыне, ведь там почти нет воды? (корни удлиняются до 10 метров вглубь до воды, вместо листьев – колючки- они накапливают и медленно испаряют воду).

Какие растения вы видите? (верблюжья колючка, саксаул, песчаная акация).

Ой, как жарко стало. А почему не видно животных днем? (окраска у них желто – серого цвета, под цвет песка, их и не видно). Некоторые животные ведут ночной образ жизни, т.к. ночью становится прохладнее. Днем в жару прячутся в норы или закапываются в песок.

3. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА:

А сейчас дети спускайтесь с верблюда, погуляем по пустыне. Ближе к вечеру, стало прохладнее, песок уже не такой горячий.

«идем по пустыне гуляем ходьба

за кактусами наблюдаем.

Вверх на солнце посмотрели на носки встать, вверх посмотреть

и их погрели.

Посмотрите вниз друзья наклоны вниз

вот черепашки ползут.

Сосчитаем мы их: 1-2-3-4-5-(счет пальцев)

Уползли они опять.» (имитация движения черепах)

4. Дети, а птицы есть в пустыне? Назовите их (рябок, орлы, сойки, беркуты, куропатки). Воды в пустыне мало, как же птицы поят своих птенцов? (рябки улетают за водой на большие расстояния и переносят воду в клюве и поят своих птенцов) им помогают в перелетах длинные острые крылья.

А как черепахи живут в пустыне?( у них есть панцирь – защита от врагов, питаются растениями, когда они вянут – впадают в спячку, зарываясь в песок).

II часть:

ИГРА «Найди лишнее и почему» (с игрушками в эко. системе).

Дети, посмотрите и скажите, какие животные лишние, не живут в пустыне и почему?

А сейчас мы вернемся в д/с (музыка).

Рассмотрим результаты опыта. (на комнатные растения надеты целлофановые пакеты). Что вы видите ? (растения дышат, влага на пакетах, испаряется вода).

Почему у кактуса мало влаги на пакете?( колючки собирают влагу, удерживают ее и мало испаряют).

Так какие же растения смогут расти в пустыне? (кактусы, у них колючки вместо листьев, которые удерживают влагу в себе, верблюжья колючка, саксаул).

Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Что нового вы узнали?

Как растения и животные приспосабливаются к жизни в засушливом климате в пустыне?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!