Конспект НОД
по экономическому воспитанию
в старшей группе
на тему:
«Бюджет семьи, доход, расход.»
Воспитатель: Гавриленко Н.Н.
п.Коренево
2021г.
Планируемые результаты: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению; ознакомление детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией; воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход НОД:
Организационный момент.
-Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
- Ребята, послушайте загадку.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты.)
- Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги?
- Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.
-Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.
Чтение стихотворения Ш.Галлиева «Три копейки на покупку»
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей дает: Вот!
Купи мне самолет.
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не знает цену деньгам, у него очень много желаний!
Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
- Что значит «экономить?» ( беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)
- Вы слышали от своих родителей такие слова?
- В каких случаях? (ответы детей)
- Внимание на доску. Перед нами семья.
- Назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).
- Как вы думаете, чем каждый из них занимается?
( Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).
- Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Папа и мама кладут деньги в корзинку-копилку .
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (Бабушка и дедушка кладут деньги в копилку)
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (Сестра пополняет копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а его семья.(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
- В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.
- Вот как складывается семейный бюджет.
- А какой бюджет в вашей семье?
- Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (Ответы детей: мама, папа, родители, взрослые).
- По нашей просьбе ваши родители приготовили карточки-схемы вашего семейного бюджета.
- Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.
(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).
- Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом.
- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).
- Как думаете, вы экономно распорядились деньгами?
- Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).
- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)
- А если мы найдём клад, то сможем пополнить бюджет семьи?
(Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)
- Мы тоже попробуем найти свой клад.
-Ребята, я открою вам тайну: у нас в группе тоже находится клад, но его нужно найти. (поиск клада)
-Ура! Мы нашли клад!(открывают сундук и находят там клад в виде шоколадных монет.)
Физкультурная минутка:
Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу).
Стали думать как нам быть (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно пополам.
-Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились? Ответы детей.
-Интересно, а как распределяют свой бюджет сказочные герои? Вы хотите узнать? (ответы детей) Тогда предлагаю отправиться в гости к трем поросятам. (открываем занавес, там домик и 3 поросенка)
На полянке спорят поросята.
- Я прав, нет - я, нет - я.
-Ребята, давайте спросим у них что случилось?
Наф-наф: Нас трое братьев, мы работаем строителями. И получаем за это зарплату.
Ниф-ниф: Я получил зарплату и всю истратил на продукты, а братец Нуф-нуф говорит, что нужно еще платить за квартиру и телефон. Да, а как же. А где твоя зарплата?
Нуф-нуф: А я очень люблю сладкое. И когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хватило только на один день.
-А что же ваш третий брат?
Наф-наф: А я очень хотел купить участок земли, чтобы выращивать на ней овощи и фрукты. Я долго копил деньги. А теперь добавил зарплату и мне хватает на участок прекрасной земли.
-Все вы неправы. (Спрашивает у детей):-Почему?
-Вы должны рассчитать свой бюджет.
Запомните!
-Человеку необходимо иметь три вещи. Какие? (Пища, одежда, жилье.)
- Ребята, считаете ли вы, что пища, одежда, жилье действительно необходимы человеку для жизни? Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жилье — это место, где мы живем.
Рефлексия.
-И так, ребята, что вы сегодня много узнали . Скажите мне из чего состоит бюджет семьи? Что такое зарплата? Для чего нужны деньги? (ответы детей). Молодцы! Вы все хорошо работали!
Вывод: Нужно хорошо заниматься, так как от хорошей учебы зависит будущая зарплата.