Конспект НОД по ФЭМП
«Уравнение групп предметов разными способами».
Задачи: Формировать умение делить квадрат на две равные части и сравнивать часть. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение двигаться в заданном направлении.
Развивать представления о том, что результат счета не зависит от его направления.
Воспитывать познавательный интерес, желание узнавать новое.
Материал: два квадрата разного цвета и детям квадрат синего цвета, ножницы для каждого ребенка, мяч для игр, карточки с цифрами до 10.
Ход:
1. Организационный момент
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем на лево
А теперь пойдем на право
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
Заниматься мы начнем.
Ребята, сегодня утром пришло письмо. На нем написано «Детский сад «Солнышко» старшая группа от Незнайки. Он уже ходит в школу. Вот что он пишет:
«Дорогие ребята! Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста». Все задания находятся в конверте.
- Ну что ребята, поможем Незнайке?
2. Основная часть
Вот ребята и 1 задание.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
Теперь можно проходить за столы и занимать свои места. И мы сегодня научим Незнайку, как можно разделить квадрат на 2 равные части.
I. Знакомство с новым материалом
Сегодня мы будем учиться делить квадрат на 2 равные части.
- Какого цвета у меня квадрат? (синий) А второй? (красный)
- Давайте вместе подумаем, как можно разделить квадрат на две части? Может, кто догадался, как можно это сделать?
- Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.
- На сколько частей я разделила квадрат?
- Равны ли части? Как узнать?
- Какой формы?
- Как вы догадались?
- Что больше – одна часть или целый квадрат?
- А сейчас давайте, вместе разделим синий квадрат другим способом на 2 равные части. Возьмите квадрат синего цвета. Вместе со мной сложите противоположные углы, прогладьте сторону, разрежьте ножницами.
- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).
- Равны ли эти части? Как проверим?
- Покажите одну часть, 2 части. Что больше – одна вторая часть или целый квадрат? Что меньше?
- Сегодня мы я думаю, научились делить квадрат пополам, т. е на 2 равные части разными способами. У нас получилось 2 маленьких прямоугольника, 2 маленьких треугольника.
Молодцы! С первым заданием вы справились. Устали, давайте немножко отдохнем.
Физминутка.
В понедельник я купался, (показывают соответствующие движение)
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье (хлопают в ладоши) целый день я отдыхал.
Молодцы! Слушайте второе задание. Незнайка совсем забыл цифры. Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку.
(Работает один у доски) остальные за столом.
Умнички! Со вторым заданием тоже справились. Посмотрите на доску, что вы видите? Круги
- Какие круги? (разноцветные)
- Как узнать сколько кругов? (Надо сосчитать)
- Давайте сосчитаем. Сколько кругов? (Работает один у доски)
- Итак, всего 10 кругов.
- Как мы считали? (слева направо)
- А если сосчитаем справа налево? (тоже 10) Молодцы!
- Значит, количество предметов не зависит от того, в каком направлении мы их считаем. Но принято считать слева направо.
- Какой по счету желтый круг? (Желтый круг по счету 3-й)
- Какой по счету голубой круг?
- Какого цвета пятый круг?
- Молодцы, справились с заданием. А сейчас поиграем в игру «Молчанка».
- Игра «Молчанка». Я вам буду читать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.
- Сколько пальцев на правой руке? (пять)
- Сколько глаз у светофора? (три)
- Сколько носов у двух собак? (два)
- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)
- Сколько хвостов у двух котов? (два)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (пять)
Дидактические игры «Скажи наоборот» Игра проводится с мячом, воспитатель бросает мяч.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно. Молодцы! Со всеми заданиями и играми мы справились. Осталось одно
Игровое упражнение в конце, которого вас ждет сюрприз от Незнайки: «Правильно пойдешь, сюрприз найдешь» (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 шаг вперед) – ищем шарики.
3. Рефлексия.
Со всеми заданиями и играми мы справились.
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Что вам показалось сложным?