Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Мошковский детский сад №3 «Улыбка» комбинированного вида
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Путешествие в Страну Математики»
Выполнила: Свистельникова Анна Алексеевна
Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания, математических представлений, умение их использовать посредством игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные
Упражнять в составлении множества из разных по количеству элементов, в получении равенства путем убирания или добавления одного предмета.
Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке.
Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (цвет, форма).
Развивающие
Развивать умение считать и воспроизводить количество движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Форма занятия: фронтальная.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: воспитанники старшей группы (5-6 лет)
Оборудование и материалы:
Доска магнитная, письмо, карточки с заданиями из письма, геометрические фигуры разных цветов и размеров, мяч, числовые карточки от 1 до 10, счетные палочки на каждого ребенка, медали.
Методические приемы
Использование сюрпризного момента.
Чередование групповой и индивидуальной работы.
Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный Основной Заключительный | Вводная беседа с сюрпризным моментом Дидактическая игра «Числовой ряд» «Отгадай фигуру» «Сосчитай и сделай» «Назови на один больше (меньше)» Физминутка «Назови день недели» «Веселые задачки» Рефлексия Дидактическая игра «Верно-неверно» | 3 мин. 17 мин 5 мин. |
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром под дверью нашей группы я нашла письмо. Вам интересно от кого это письмо? Давайте откроем его и прочитаем:
«Здравствуйте, друзья! Пишет вам Королева страны Математики. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы вы помогли мне навести порядок».
Поможем, ребята?
-Да.
А чтобы нам попасть в страну Математики, нужно произнести волшебные слова:
- Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте)
Основная часть
Обратить внимание на доску, где в беспорядочном порядке находятся карточки с цифрами.
1 задание – Ребята, был сильный ветер и перемешал все цифры, давайте поможем им найти свои места.
Дидактическая игра «Числовой ряд»
Дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждого ребенка назвать своих соседей – цифры.
По окончании игры сложить цифры в коробочку и сесть за столы, где для каждого ребенка приготовлен набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник и счетные палочки.
2 задание – Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, давайте напомним фигурам, как их зовут?
Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети поднимают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
Три вершины, три угла
Три сторонки, кто же я? (треугольник)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад, а зовут его …(квадрат)
Ребята, давайте посмотрим вокруг. И найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (круг)
Ребята, посмотрите вокруг, и найдите предметы в нашей группе похожие на круг.
Эти фигуры по городу мчат, в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай, ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома. О чем говорю я? Ответьте, друзья!
Он похожий на яйцо или на мое лицо.
Вот такая есть окружность, очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал, получился вдруг… (овал)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.
Молодцы, ребята! А сейчас давайте немного отдохнем, выходите на коврик и вставайте в кружок.
Физминутка
Мы играли и считали, дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три,
Ножками потопали – один, два, три.
Встали – сели, встали – сели, и друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи, раз, два, три – дыши ровней!
Мы немножко отдохнем, и опять считать начнем.
3 задание – Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе? (семь)
Дидактическая игра «Назови день недели»
Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.
Молодцы, ребята, давайте еще немножко поиграем:
Дидактическая игра «Сосчитай и сделай»
Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и т.д.), а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.
3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть и т.д.
Молодцы, ребята!
Дети проходят за столы.
А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше)»
Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»
Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, кидая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше или меньше.
Ребята, у нас осталось последнее задание:
Дидактическая игра «Веселые задачки»
Мы будем их решать с помощью счетных палочек (воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки).
Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
У зайчонка было 6 морковок. 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала ежику. Сколько грибов осталось у белочки?
Заключительная часть – рефлексия
Ребята, вам понравилось наше занятие? А сейчас давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно – похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.
Дидактическая игра «Верно-неверно»
-после субботы идет воскресенье
- за понедельником следует среда
-перед пятницей стоит четверг
-семь на один больше шести
-в неделе 5 дней
-яйцо похоже на круг
-автобус похож на прямоугольник
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и Королева Математики благодарит вас и передала вам награды и угощение.