СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ с детьми 5 года жизни. "Зима.Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5 года жизни. Тема "Зима.Зимующие птицы"

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ с детьми 5 года жизни. "Зима.Зимующие птицы"»






ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «ДЕТСКИЙ САД №107 »

проспект генерала Острякова, д. 67 , г. Севастополь, 299040 к. т. (8692) 57-11-15





КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

с детьми 5 года жизни







Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Косяк Екатерина Николаевна






г.СЕВАСТОПОЛЬ


ТЕМА. Зима. Зимующие птицы.


Цель: развитие речи, составление коллективного описательного рассказа о зимующей птице с использованием опорной схемы.


Коррекционно-образовательные задачи.
Активизация словаря по теме «Зима.Зимующие птицы».

Подбор определений к существительным мяч, зима.

Составление предложений по образцу логопеда.

Подбор слов с противороложным значением.

Активизация словаря по теме «Зима.Зимующие птицы».

Совершенствование умения делить слова на слоги.

Составление коллективного описательного рассказа о зимующей птице с использованием опорной схемы.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие речевого дыхания. Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Дифференциация холодного и горячего выдоха.

Развивитие зрительного и слухового внимания.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие осязания, уменя узнавать корм на ощупь.

Развитие силы голоса, интонационной выразительности.

Закрепление умения пропевать гласные звуки с изменением громкости (тихо-громко).

Развитие внимания и памяти.

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Развитие тактильной чувствительности, глазомера.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Воспитание бережного отношения к природе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.


Оборудование.

Ноутбук, презентация «Узнай птицу по голосу»,снежок из ниток на шнуре, тесто для рук – 9шт. , ткань для сугроба, поднос (на котором лежат снежки),столик (на котором стоит «сугроб»), картиники зимующих птиц (на магнитах) : синица, воробей, голубь, сорока, ворона, дятел. Магнитная доска. Рисунок дерева (расположен на магнитной доске). Искусственные ели для оформления группы. Корзинка.Массажные мячики – 9шт. Контейнер для массажных мячиков. Стулья -9 шт. Большой резиновый мяч. Большой матерчатый мяч.Корм для птиц : семечки, пшено, хлебные крошки,зерна пшеницы, орехи, ягоды боярышника, кусочки сала, кусочек булки (хлеба). 8 матерчатых мешочков . Кормушки с характерными признаками внешнего вида в дизайне (для синицы, воробья, вороны, дятла, сороки, голубя). Схема описания птицы (кто это? ; перелетная или зимующая; размер; части тела; цвет перьев; как подает голос; чем питается). Игрушка ворона Каркуша. Многофункциональное панно с 6 дорожками для прокатывания мячиков. Угощение для детей (зефирчики –снежки) – 8 шт.



Предварительная работа.

Знакомство с разными видами мячей (разные по назначению, материалу из которого изготовлены, по размеру, по цвету).

Активизация словаря признаков (какой мяч?), предикативного словаря (что делает мяч, что можно делать с мячом?).

Рассматривание иллюстративного материала о мяче, видах спорта с использованием мяча.

Обучение прокатыванию мяча разными способами.

Беседы о зимующих птицах, чтение рассказов и сказок: В. Звягина «Воробей», С. Есенин «Поет зима, аукает», Ю. Никонова «Зимние гости», А. Яким «Покормите птиц зимой». Наблюдения на прогулке за зимующими птицами. Изготовление кормушек. Разучивание пальчиковой гимнастики «Здравствуй, мой любимый пальчик», «Гладь мои ладошки ».

Просмотр презентаций «Зимующие птицы» в компьютерном классе.

Прослушивание голосов зимующихптиц.

Обучение составлению описательных рассказов о птицах.



Ход занятия

l. Организационный момент. (Формирование положительной установки на участие в занятии. )

Логопед приглашает детей пройти в группу.

Логопед. Ребята, у нас сегодня необычный день. Поздороваемся с нашими гостями.

Дети здороваются с гостями.

В парк сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересно, что за встречи могут там произойти?

Под музыку дети идут в парк.Становятся в кружок.

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.


1. Игра «Снежок передавай – слово называй». (Активизация словаря признаков)

Логопед. Вот друг Зимы – Снежок. Снежок передавай-слово называй. Зима какая?

Дети. Белая, снежная,морозная, холодная, блестящая, искрящаяся, долгожданная и т.п.

Логопед. Молодцы. Вы подобрали много слов о зиме.

Дети стоят в кругу, держатся за шнур, на котором укреплен мяч-снежок. Ребенок называет подходящее слово и передает снежок следующему ребенку.


ll. Основная часть.


2. Игра «Снежки». (Подбор определений к слову мяч. Развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности. )


Логопед. Зимой идет снег и образуются сугробы. Ах, наш снежок упал в сугроб. Да это сугроб с сюрпризом!

Логопед снимает ткань с сугроба. Под тканью на подносе лежат разноцветные комочки-снежки, слепленные из теста для рук.

Логопед. Да это же снежки. Посмотрим что в них?

Дети разбирают тесто, находят мячики.

Ответы детей.

У меня оранжевый баскетбольный мяч.

У меня разноцветный мяч.

У меня теннисный мяч.

У меня полосатый мяч.
У меня большой розовый мяч.


Логопед. Вот как много мячей!

С мячами в зимнем парке будет веселей.


3. Игра « Мяч по горке покатай, звуки пропевай». (Развитие силы голоса. Закрепление умения пропевать гласные звуки с изменением громкости (тихо-громко).

Логопед. Такое хорошее настроение, что захотелось петь.

Мяч по горке покатай,

Звуки пропевай.

Пропевание звука А с одновременным прокатыванием мячика по руке снизу вверх (от кисти до плеча). Звук А начинать петь тихо, постепенно петь громче.
То же самое на другой руке – пропевание звука У.


4. «Нужное слово услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». (Развитие быстроты ре­акции, выделение подходящего слова из ряда других. Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»)

Логопед. Летом в парке шумно. На деревьях много птиц. Зимой птиц становится меньше. Почему?

Дети. Потому что становится холодно, птицы улетают в теплые края.
Логопед. Но некоторые птицы все-таки остались.

.

Внимательно слушай и все подмечай.
Услышишь название зимующей птицы-
Мячик вверх поднимай.


Логопед. Ворона, белка, заяц,сорока, журавль, воробей, голубь, ласточка, дятел, синица, волк, снегирь, лиса,


Дети поднимают мячик вверх только если слышат название зимующаей птицы.


5. Игра «Узнай птицу по голосу». Презентация «Узнай птицу по голосу». (Совершенствование слухового внимания. Употребление имен существительных множественного числа в форме родительного падежа. )

Логопед. Я слышу как птицы переговариваются. Послушаем их голоса.Становитесь друг за другом.

Птицу на слух узнавай-

Мяч в корзину кидай.

Логопед (прослушивает голос птицы). Это синица. Синица синькает. Синь-синь.

Ребенок (прослушивает голос птицы).

Это ворона. Ворона каркает. Кар-кар.

Это воробей. Воробей говорит чик-чирик. Чирикает.

Это голубь. Голубь воркует. Гур-гур.

Это сорока. Сорока трещит. Ча-ча-ча.

Это дятел. Дятел стучит по дереву: тук-тук.
Дети стоят в колонне перед ноутбуком. На ноутбуке презентация «Узнай птицу по голосу». Первый слайд со знаком вопроса. Звучит голос птицы. Ребенок узнает птицу по голосу, называет и строит предложение по образцу . На ноутбуке появляется второй слайд - изображение угаданной птицы. Ребенок кидает мячик в корзину и проходит в конец колонны. Логопед размещает картинку с изображением угаданной птицы на дереве. Нарисованном на магнитной доске.


Логопед. Вы хорошо справились с заданием. Узнали птиц по голосам.

Как назовем этих птиц одним словом?

Дети. Зимующие птицы.

Логопед. Почему их так называют?

Дети. Потому что они никуда не улетают и остаются с нами зимой.

Логопед. Становитесь в круг. Поиграем в ворон.


Дети берут массажные мячики и садятся на стулья.


6. Игра «Позовем птиц». ( Активизация словаря по теме. Совершенствование умения делить слова на слоги. Совершенствование голосовых модуляций.)

Логопед. Как много птиц на нашем дереве. Назовем их имена. Ласково: во-ро-бей. Громко: со-ро-ка. Радостно: си-ни-ца. Тихо: го-лубь. Строго: дя-тел. Громко: во-ро-на.


Логопед показывает указкой на птицу, дает инструкцию каким голосом произносить название птицы. Дети проговаривают названия зимующих птиц по слогам. На каждый слог перекладывают мяч из одной руки в другую.

7.Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гиманстика. Массаж ладоней.

(Развитие умения производить холодный и теплый длительный выдох. Совершенствование артикуляционной моторики. Развитие тонкой моторики. Нормализация мышечного тонуса)


Логопед. Задул холодный ветер. Стало холодно. (Дуем холодным воздухом)


Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)


Птицы нахохлились. (Надуть щеки.) Еще раз. (Надуть щеки.)

Смотрят по сторонам: вправо-влево, вправо-влево. (Упражнение «Часики»)

Перескакивают с ветки на ветку: вверх-вниз, вверх-вниз. (Упражнение «Качели»)

Клюют зернышки: вперед-назад, вперед-назад. (Упр-е «Змейка»)


Логопед. Холодно в парке. Даже руки замерзли.


Массаж. (Нормализация мышечного тонуса)

Мы погреем наши ручки,

Покатаем мячики.

Будут теплые ладошки
У девочек и мальчиков.

Во время чтения стихотворения дети выполняют самомассаж рук (прокатывание колючего массажного мячика между ладонями круговыми движениями)
Логопед.Становится теплее. Возьмите мячик в левую руку. Пальцы правой руки будут «здороваться» с мячиком.


8. Упражнение «Пальчики здороваются». (Развитие тонкой моторики)


Греем, греем, разминаем,
Каждый пальчик согреваем.

Дети держат мячик одной рукой. Пальчики другой руки поочередно дотрагиваются до мячика.

Чтоб согреться нам быстрее

Мы подуем горячее. (То же самое другой рукой)

В конце погреть ладошки – дуть горячим воздухом.

Собрать мячи.


9. Мяч обратно прокати-

Слова наоборот подбери.

(Подбор слов с противоположным значением).


Логопед. На нашем дереве много птиц. Чем похожи птицы друг на друга?
Дети. Они умеют летать, у них есть крылья, перья, хвост, клюв, лапки.

Логопед. У птиц есть много общего, но они все разные. Чем они отличаются друг от друга?

Дети. Размером, цветом (окраской)

Логопед. Становитесь в круг. Поиграем в игру «Мяч обратно прокати- Слова наоборот подбери»

Острый клюв- тупой клюв
Большая птица- маленькая птица

Перелетная птица – зимующая птица

Темные перья – светлые перья

Длинный хвост – короткий хвост

Быстро летает- медленно летает

Громко кричит- тихо кричит

Высоко летит –низко летит

Логопед произносит словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок подбирает слова с противоположным значением и бросает мяч логопеду.

Логопед. Ребята, как вы думаете: легко ли птицам зимой? Как мы им можем помочь?

Дети. Птицам холодно и голодно. Мы можем подкармливать птиц.

Логопед. Подойдем к кормушкам.


10. Игра «Накорми птичку» с использованием панно. (Развитие логического мышления. Развитие мелкой моторики.)

Дети подходят к столу. На котором располагается панно. Панно выполнено из ткани с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон). Объемная вышив­ка дорожек разной конфигурации позволяет ребенку тактильно ощущать направление ри­сунка, помогает прокатывать шарик по панно. На панно стоят 6 кормушек. К каждой кормушке ведет дорожка. Каждая кормушка имеет в своем дизайне цвета и элементы , напоминающие определенную птицу (воробья, ворону, дятла и т.п.).


Логопед. Ребята, давайте накормим наших птиц.Здесь много кормушек. Они разные, как и наши птицы. Как вы думаете: кому понравится такая кормушка?
Логопед показывает кормушку, напоминающую синичку (желтого цвета с черной и серой крышей).
Дети. Такая кормушка понравится синичке.

Логопед. Почему?
Дети. Потому что у синички желтое брюшко и черная спинка.

Логопед. Верно! Какие вы наблюдательные. А какой птице понравится такая кормушка?

Ребенок. Такая кормушка понравится вороне. У вороны серые перья и черные крылья.


Аналогичная работа проводится с оставшимися кормушками


Логопед (показывает следующую кормушку). Интересно, кого напоминает эта кормушка?
Дети. Воробья.

Логопед. Чем она напоминает воробья?
Дети. У воробья коричневые и серые перья.

Аналогичная работа проводится с оставшимися кормушками.


11. «Узнай на ощупь» (Развитие осязания, умения узнавать корм на ощупь. Развитие зрительно-моторной координации.).


Логопед. Молодцы. Вы очень наблюдательные. Положим в кормушки корм. Берите мешочки. В мешочках разный корм для птиц. Попробуйте определить на ощупь какой корм в мешочке, скажите кому дадите этот корм и прокатите мячик по дорожке к кормушке.

Логопед раздает мешочки с кормом детям.Дети на ощупь исследуют корм в мешочке и называют его.


Логопед. Это пшено. Я дам пшено воробью.

Логопед кладет мешочек с кормом в кормушку напоминающую внешним видом воробья и прокатываетмячик по дорожке, ведущей к этой кормушке.


Ребенок. Это хлебные крошки. (Это ягоды. Это семечки. Это зернышки. Это сало. Это орехи.) Я дам хлебные крошки сороке(дятлу, голубю, воробью, синице, вороне.


Логопед. Молодцы, ребята. Вы приготовили каждой птице ее любимое угощение. Птицы будут рады. Присаживайтесь на стулья.


12. Физминутка для глаз. (Снятие зрительного напряжения)


Логопед. Я что-то слышу. Кто это к нам прилетел? Да это же ворона Каркуша. Она хочет поиграть с вами. Следите за ней глазами, голову не поворачивайте.

Логопед медленно перемещает игрушку-ворону на уровне глаз детей: влево-вправо, вверх-вниз, по кругу.
Птичка весело летает Птичка «летает» из стороны в сторону

И ребяток забавляет. в такт словам.
То взлетает вверх, повыше, Птичка подниматеся вверх,
То опустится пониже. опускается вниз.
Поиграла, полетала Птица «летает»по кругу.
И немножечко устала.
Дети следят глазами за вороной.


14. Составление описательного рассказа о зимующей птице с использованием опорной схемы. Составление коллективного рассказа о вороне.


Логопед. Отдохни,Каркуша. Ребята, давайте придумаем о зимующих птицах рассказы. Составить рассказ вам поможет опорная схема. Сначала мы назовем птицу. Скажем какая это птица: зимующая или перелетная. Расскажем как выглядит птица: какая по размеру (большая или маленькая), какой формы клюв, хвост, цвет оперения. Как подает голос. И в конце расскажем чем питается птица.

Логопед. Что ты говоришь, Каркуша? Ты хочешь чтобы ребята составили рассказ о вороне? Ну, что ж. Хорошо. Мы постараемся.

Мяч в руки бери – Предложение о вороне говори.


Дети сидят на стульях перед мольбертом, на котором расположено дерево с птицами и схема описания птицы. Ребенок берет в руки матерчатый мяч, составляет предложение о вороне и передает мяч следующему ребенку.


Логопед. Вот какой интересный рассказ у нас получился. Кто хочет сам повторить рассказ о вороне?

Логопед выбирает ребенка. Который хочет повторить весь рассказ.


Ребенок. Это ворона. Ворона зимующая птица. Она большая. У вороны большой крепкий клюв, длинный хвост. Ворона серая. Голова, крылья, спина и хвост – черные. Ворона каркает: кар-кар. Ворона любит орехи, хлеб, зерна, остатки человеческой пищи.


Логопед (обращается к вороне). Каркуша, понравился тебе наш рассказ? (слушает что «говорит» ворона). Ребята, Каркуша приготовила вам сюрприз: вот такие белые снежки-зефирчики. Спасибо, Каркуша. До свидания.

Логопед показывает детям сюрприз. Каркуша «улетает».


lll. Итог занятия. Рефлексия. Оценка деятельности детей.

Логопед. В зимнем парке мы гуляли.

Мы ходили и играли.

Повстречали птиц зимой,
А теперь пора домой.

Под музыку дети «возвращаются» в детский сад.


Логопед. Вот мы и вернулись в детский сад.

Понравилась вам наша прогулка? Что понравилось больше всего?

Дети рассказывают, что понравилось.

Спасибо скажем мячикам,

Спасибо скажем пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, четко, правильно

Я говорить могу!

Дети прощаются с гостями.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!