НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе
группе Тема: «Знакомство с йотированной функцией буквы Ю.»
Программное содержание:
1 Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с
использованием смешанной модели.
2 Повторение правил написания гласных букв после согласных
звуков.
3 Знакомство с йотированной функцией буквы Ю.
4.Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.
Материал: Фишки красного, синего, зелёного чёрного цвета
,Карточки с буквами А,Я,О,Ё,У,Ю.
Ход занятия
Повторим чистоговороки
Ра- ра –ра – начинается игра
Лу-лу- лу – завели юлу
Рю-рю-рю- рисую зарю
Лю-лю-лю- очень мамочку люблю
ру – ру – ру продолжаем мы игру
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель ставит на доску синюю фишку, а за ней гласные
буквы, которые пишутся после твердого согласного звука(а, о,
у).Ниже он ставит зелёную фишку, а за ней гласные буквы, которые
пишутся после мягкого согласного звука (я, е, ю).Дети закрывают
глаза а воспитатель меняет местами гласные буквы или фишки.
Дети открывают глаза и проверяют, правильно ли теперь
расположены гласные буквы.
Сравнение слов лук и люк
Воспитатель: Сейчас мы под моделью слова «лук» будем складывать другое слово. Послушайте внимательно, как я его произнесу: «Ль-у-у-у-к». Произношу слово ещё раз. Сложите слово «люк» самостоятельно.
Проверяю правильность выполнения задания, к доске предлагаю выйти слабому ребёнку.
Воспитатель: Миша, сложи слово «люк» у доски. Ребёнок самостоятельно складывает слово у доски, используя фишки. Если ребёнок ошибается, обращаюсь за помощью к остальным детям.
Воспитатель: Скажи, пожалуйста, сколько звуков в слове «люк»?
Ребёнок: В слове «люк» три звука.
Воспитатель: Назови все звуки по порядку.
Ребёнок: Первый звук «ль». Это мягкий согласный звук, обозначается фишкой зелёного цвета. Второй звук – «у» – гласный, обозначается фишкой красного цвета. Третий звук – «к» –твёрдый согласный, обозначается фишкой
синего цвета.
Воспитатель: Молодец, справился с заданием хорошо! Дети, обратите внимание на то, что гласный звук «у» в слове «лук» стоит после твёрдого согласного «л» и обозначается буквой у. В слове «люк» гласный звук «у» стоит после мягкого согласного звука «ль» и обозначается буквой ю. Давайте рассмотрим букву ю и поставим её после зелёной фишки.
Воспитатель: Скажите, после какого согласного звука в слове «лук» стоит буква у?
Ребёнок: В слове «лук» буква у стоит после твёрдого согласного звука «л».
Воспитатель: Скажите, после какого согласного звука в слове «люк» стоит буква ю?
Ребёнок: В слове «люк» буква ю стоит после мягкого согласного звука «ль».
Воспитатель: Прочитайте модель слова «лук».
Дети: В слове «лук» три звука: 1-й – твёрдый согласный «л»; 2-й – «у» - гласный; 3-й – «к» - твёрдый согласный.
Воспитатель: Прочитайте модель слова «люк».
Дети: В слове «люк» три звука: 1-й –мягкий согласный «ль»; 2-й – «у» - гласный звук, но после мягкого согласного он обозначается буквой ю; 3-й – «к» - твёрдый согласный звук.
Знакомство с буквой Ю
Игра «На что похожа буква «ю»?
Стихотворения:
Палочку я начерчу,
В серединке поясок,
Чтобы вышла буква «ю»
Нарисую я кружок.
Хитрые буквы.
Дети, я хочу задать еще раз мой вопрос, так почему же буква «Ю» хитрая, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких?) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Буква Ю – гласная, она показывает, что согласный перед ней мягкий.)
Правило: после мягкого согласного звука ставим буквы Я,Ё, Ю
После твердого согласного звука ставим буквы А,О,У
10. Упражнение «Назови слова со звуком [Ю]».
Игра «Вопрос ответ».
Какие бывают звуки?, Какие бывают согласные? Назови предмет
словом и скажи сколько гласных в этом слове. Воспитатель
показывает картинки детям. Молодцы! Вы справились и с этим
заданием.
Физкультминутка.
Юрта это домик в тундре (имитация дома)
Юнга плавает на судне (имитация волны)
Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)
Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)
Стану я сейчас юлой (руки в бок)
На ноге крутнусь одной,
Покрутились, а сейчас
Я прошу садиться вас.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнения:
— «Замок» (раз – ладони вместе, два – пальцы в замок);
— «Лиса и заяц» (лиса крадется – все пальцы медленно двигаются по столу, заяц убегает – перебирая пальцами быстро двигаться назад);
— «Паук» (пальцы полусогнуты, медленно передвигаются по столу);
— «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать крыльями пальцами);
— счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми пальцами).
Звуковой анализ слова «юла».
Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук
в слове — йула (й), Кто мне скажет, сколько звуков он услышал :ю
(йййууу). (Два). Какой первый звук? (й). Второй? (у). Правильно.
Звуков два, а буква – одна. Вот она. Это буква Ю. Поселим ее в
красный домик. напоминает, что звук (й) — всегда мягкий
согласный, и обозначает его зеленой фишкой, далее интонационно
выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем
обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз
произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за
другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков
(йу) на букву ю. Анализ слова продолжает вызванный к доске
ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные
звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый
Дети ставят ударение в слове ЮЛА. Читают слово и называют
- ребята, чтобы выполнить задание отгадайте загадку:
Две дороги, одену на ноги
Стрелки ровненько идут и показывают путь? (брюки)
Правильно, скажите сколько букв в слове брюки? (правильно 5) А сколько слогов в слове брюки (2 слога).
Молодцы, какой первый звук в слове брюки (звук Б). Сколько гласных звуков в этом слове. (2 звука). Какие (и, ю). Давайте разберемся, какие у нас в слове брюки согласные – твердые или мягкие.
Давайте с вами повторим, в каком случае мы пишем букву ю, а в каком у.
После твердой согласной если слышим у, то и пишем У, после мягкой согласной если слышим у, то пишем Ю.
Игра «Назови слово».
Составить слово по модели; Твёрдый согласный, гласный, мягкий
согласный звук. (конь, лось, моль, боль, соль, рысь, корь, ночь,
Рефлексия. Оценка деятельности детей.