Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
«Откуда берется мед?»
Цели: познакомить детей с внешним видом пчел и их практической ценностью.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и насекомым.
Задачи:
Обучающие:
Расширить представление детей о меде, его значении
Развивающие:
Расширить знания детей о меде и о последовательности его получения, развивать мышление, любознательность и наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство уважения к труду пчеловода, бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел?
Открывает дверь, заходит медведь. В лапах у него баночка с надписью «Мед».
Медведь: Здравствуйте! Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
Воспитатель и дети здороваются с медведем.
Медведь: Я пришел к вам в гости и хочу угостить вас моим самым любимым лакомством. А вы знаете какое мое самое любимое лакомство?
(ответы детей)
Медведь: Правильно ребята! Это мед. Я очень люблю мед. Он такой вкусный, сладкий, ароматный. Хотите его попробовать?
Медведь угощает детей медом.
Медведь: Ребята, а кто делает мед?
(ответы детей)
Медведь: Да, ребята, его делают пчелы. А как они его делают кто-нибудь знает?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с Мишей определим откуда же берется мед и как пчелы его делают?
(ответы детей)
Воспитатель: Проходи Миша на стульчик, усаживайся по удобней.
Воспитатель усаживает медведя.
Воспитатель: Ребята, вы сказали что мед делают пчелы, а какой звук она издает?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети, она жужжит. А как она жужжит?
(воспитатель вместе с детьми имитирует звук пчелы)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами послушаем звуки насекомых и определим чей это звук.
(слушают первый звук – звук1 комар)
Воспитатель: Ребята, чей это звук?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети это комар. Посмотрите на экран (слайд 1)
Слушаем следующий звук.
(слушают звук 2- кузнечик)
А чей это звук?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети это кузнечик. (слайд 2).
Слушаем следующий звук.
( слушают звук 3- муха)
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети это муха. ( слайд 3)
Ну ,а чей это звук?
(слушают звук 4 – пчела)
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это пчела. (слайд 4)
Медведь: Ой, ребята, какие вы молодцы, всех насекомых угадали.
Воспитатель: Да, Миша, наши дети знают многих насекомых.
Ребята, а давайте поближе рассмотрим пчелу. (слайд 5) Что вы можете сказать о внешнем виде пчелы?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. У нее желтое тело в черную полоску. А что еще есть у пчелы? (ответы детей) У пчелы есть голова, брюшко, грудка и лапки. На голове у пчелы есть усики. Благодаря им пчела узнает о приближении опасности. А что еще есть у пчелы? (ответы детей) Правильно, ребята. У нее есть крылья. А сколько их? (два). Для чего пчелам крылья? (чтобы летать). Ребята, а еще у пчелы есть хоботок. Как вы думаете для чего он ей? (ответы детей). Хоботок ей нужен чтобы собирать нектар из цветов. А еще у нее на теле есть волоски на которые прилипает цветочная пыльца. Эту пыльцу пчелы с помощью лапок скатывают в шарики и складывают в специальную корзинку , которая находится на задних лапках пчелы.
( рассказ воспитателя сопровождается видео 1)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем вместе с Мишей в игру. Представим, что вы пчелки собираете нектар и пыльцу, а Миша будет пытаться у вас забрать свое любимое лакомство.
(проводится подвижная игра «Медведь и пчелы»)
Медведь: Ох и уморился я. Какие вы ребята ловкие и быстрые.
Воспитатель: Садись Миша отдохни.
Воспитатель: Ребята, а когда пчелка насобирала нектар и пыльцу куда она летит? (ответы детей) Правильно, она летит в улей (слайд 6). Посмотрите на экран. Это небольшие деревянные домики. Ребята, а как называется место где находится много небольших деревянных домиков? (ответы детей). Правильно, это пасека. (слайд 7) А как называют людей которые ухаживают за пчелами? (ответы детей) Молодцы, это пчеловоды. (слайд 8).
Воспитатель: Ребята, мы многое узнали о пчелах. А откуда пчелы собирают нектар и пыльцу? ( из цветов). Давайте представим, что мы с вами гуляем по полю с цветами.
( проводится физминутка « В поле я гуляю»)
В поле я гуляю, ноги поднимаю ( ходьба на месте)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу
Нежный, чудный аромат
Ощутить я тоже рад (наклоны вперед, несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться, повороты головы вправо-влево)
Много будет красоты (развести руки)
(после физминутки дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, так как же все таки пчелы делают мед? (рассказ воспитателя сопровождается видео 2)
После того как пчелы собрали нектар и пыльцу они возвращаются в улей. Этих пчел встречают молодые пчелы, которые берут у них нектар. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуется и выплевывается по несколько раз. Так получается густой сироп. Пчела выливает густой сироп в ячейку соты и затем обдувает его крылышками. Так получается мед.
Потом люди забирают из улья готовый мед (слайд 9)
Мед – это не только вкусный продукт, он еще и очень целебный.
Вывод:
Пчелы – это полезные для человека насекомые. Они очень трудолюбивы. Все продукты жизнедеятельности пчел человек использует с большой пользой (слайд10)
Воспитатель: Ну, что Миша теперь ты узнал откуда берется мед?
Медведь: Да, спасибо ребята вам большое. Мне было очень интересно и весело с вами. И в знак благодарности я хочу угостить вас медовыми леденцами (угощает детей). Ну, а теперь мне пора возвращаться обратно в лес. До свидания!
(дети и воспитатель прощаются с медведем)