Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе « Праздник Солнца»
ЦЕЛЬ; Учить детей понимать роль Солнца, без которого невозможна жизнь организмов на Земле. Установить вместе с детьми, что Солнце является началом экологических связей в природе. Рассказать об отношении к солнцу древних народов (поклонение Солнцу)
Экологические связи:
растения
солнечный свет животные
человек
Словарь: Солнце, Солнышко, «Ярило».
Материал: Отрывок из мультфильма «Снегурочка»
Методические приемы: дидактическая игра-составление экологической цепочки.
1. Загадки: “ Что выше леса, краше света, без огня горит”
“Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы да выйду за город – и человек, и зверь возрадуются”.
О чем эти загадки? Конечно о Солнце.
2. Беседа воспитателя.
Какое оно? Где можно увидеть? Что такое солнце?
(свободные высказывания детей, пусть даже противоречивые).
3. Рассказ воспитателя.
Солнце – это ближайшая к Земле звезда – огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает тепло и свет. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет – с маковое зернышко.
Древние люди поклонялись Солнцу, любили его, боготворили, но и боялись. В Древнем Египте Солнце называли бог Ра в Греции – бог на золотой колеснице проезжает по небу. На Руси Солнце называли – Ярило. От него зависело земледелие, обильный урожай, достаток. Люди старались задобрить его. Пели песни, водили хороводы.
4. Физминутка – хоровод. Солнышко – ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор – горы!
Выгляни, солнышко
До вешней поры.
5. Беседа.
- Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить глаза? (смотреть на Солнце можно только через затемненное стекло, светофильтры, чтобы не испортить глаза)
Помните! Загорать можно утром до 11 часов и вечером после 18 часов.
Ребята, какую роль играет Солнце в жизни растений и животных?
Вывод: Солнце излучает тепло и свет. Благодаря этому, весной тает снег, становится тепло, пробуждается природа, появляются молодые зеленые растения. Животные и насекомые пробуждаются от спячки, образуют семейные пары, заводят детенышей, растят их. Солнце помогает людям растить урожай. В теплое солнечное лето урожай бывает богаче. Солнышко помогает выращивать овощи, зелень в теплицах и парниках. В нашем городе есть теплично-парниковое хозяйство, которое снабжает овощами, зеленью население нашего города и области круглый год.
6. Физминутка. Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать,
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
7. Дидактическая игра “Составление экологической цепочки”
(Детей можно “разбить “ на мини-группы. Каждой группе раздать альбомный лист, цветные карандаши. Дети рисунками изображают экологические цепочки. Например:
Молодцы!
8. Итог занятия.
Что вы узнали о Солнце?
Солнце – что это?
Солнце большое или маленькое?
Какие правила надо соблюдать в солнечный день?
Как Солнце помогает людям, растениям, животным?