СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Как казаки здоровье добывали».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в старшей группе детскогосада

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Как казаки здоровье добывали».»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дзержинского района Волгограда детский сад № 32


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Как казаки здоровье добывали».


Подготовили воспитатели:

Морозова Оксана Васильевна,

Таранина Елена Викторовна

Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через ознакомление детей с культурой и традициями донских казаков.


Задачи:


- закреплять знания детей о здоровом образе жизни, здоровье, как одной из основных ценностей;


- закреплять представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде


- развивать интерес к заботе о своем здоровье, к правилам и нормам здорового образа жизни;


- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, воображения, обогащать словарь детей, продолжить развивать связную речь;


- обогащать представления о жизни и быте донских казаков с позиции качеств личности (были сильными, смелыми, ловкими, закаленными);

- упражнять детей в физических умениях : ходить и бегать парами, врассыпную, за направляющим; строиться тройкой; сохранять осанку при ходьбе на уменьшенной площади опоры; учить метать мешочек с песком вдаль;

- познакомить с казацкой игрой «Лапка»,

- развивать силу, ловкость, выносливость.


Ход занятия:


Воспитатель: Здорово ночевали, ребята! (Отвечают)

- Догадались, что я с вами поздоровалась. Казаки всегда так приветствуют друг друга…желая здоровья.

- А знаете, что нужно отвечать на такое приветствие? «Слава Богу». Давайте ещё раз попробуем: «Здорово ночевали, ребята!». «Слава Богу!»

Воспитатель: А вы знаете кто такие казаки? ( Слушаю ответы детей).Казаки очень смелые, гордые и находчивые воины. Они охраняли наши границы от врагов. Про них говорят: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казаки были долгожителями. Случалось, жили и дольше 100 лет, сохраняя дееспособность и острый ум, если, конечно, не погибали в бою.

Казаку было необходимо всегда сохранять боеготовность, быть здоровым и поэтому он много внимания уделял профилактике недугов.


Любой врач подтвердит: болезни обходят стороной тех, кто соблюдает личную гигиену. В отличие от жителей Европы того времени, которые зачастую пренебрегали водными процедурами, предпочитая обливать себя духами, казаки купались каждый день при любой погоде, а зимой обтирались снегом. Идя в бой, всегда надевали чистые рубахи — в случае ранения их использовали как перевязочный материал.

- Какие правила гигиены ребята мы с вами соблюдаем дома и в детском саду? (Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы два раза в день и др.)


– Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы.)


Воспитатель читает стих «Микробы»


Все, поверь, твои игрушки,

Даже, розовенький Хрюшка,

Быть чистюлями хотят.

Знай: микробы всем вредят!


Воспитатель: А знаете, что очень часто причиной заболеваний являются микробы. Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не прикрывая рот; если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть овощи, фрукты.)


Воспитатель: Что нужно делать, чтобы их было как можно меньше? (мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета и улицы; содержать тело в чистоте и опрятном виде; поддерживать чистоту и порядок в доме).


Воспитатель: Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. Попробуйте отгадать загадки о них.


Он в кармане караулит

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (носовой платок)


Разгрызёшь стальные трубы,

Если будешь чистить… (зубы)


Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с… (мылом)



В пещеру затекла,

По ручью выходит –

Со стен всё выводит. (Зубная паста)


Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. (вода)


Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)


Воспитатель: Молодцы, всё верно! У каждого должны быть личные предметы. И сейчас мы поиграем в игру «Найди пару». В руках у каждого ребёнка предмет, необходимый для ухода за телом или для уборки в доме (мыло, губка, зубная паста, щётка, полотенце, расчёска, веник, совок, тряпка, ведёрко и т. д.). Под музыку дети свободно перемещаются по игровой зоне. Когда музыка останавливается, ребята должны встать парами так, чтобы между предметами была логическая связь. Молодцы! Справились с заданием.

Казаки всегда ели только свежеприготовленную пищу. Француз Гийом отмечал, что во время зимних походов среди казаков больных не было, так как они трижды в день ели горячую похлебку, заправленную растительным маслом и перцем.


Сырую воду из незнакомых источников казаки не пили. Всегда старались ее прокипятить, добавив туда полынь или зверобой — травы, обладающие антимикробными свойствами. Если такой возможности не было, заедали воду древесным пеплом (средневековый заменитель активированного угля). Этим нехитрым средством предохранялись от холеры.

Чтоб здоровыми остаться, нужно правильно питаться.

Пищей сладкой шоколадной ты не увлекайся.

Очень кислого, соленного ты остерегайся.

Только овощи и фрукты, очень вкусные продукты.


Воспитатель: Ребята, а зачем полноценно и правильно питаться? Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)


- Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить). Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития. Чтобы быть здоровым, необходимо сбалансированное питание, т. е. надо знать, какие продукты можно есть, а какие вредны для здоровья.

Откроем книгу Виталия Радченко «Казачьи байки деда Игната про то, как жили когда-то…» Это книга семейных преданий, то есть рассказов, которые записываются и передаются из поколения в поколение. Давайте послушаем, что говорили старые люди:

«- А как, думаешь, чого это наши люди так борщ любят? — вопрошал дед Игнат с хитрецой и наставительно разъяснял: «А потому, шо в борщ кладется почти вся аптека! Шо ны возьми, все от чогось помогае!»

И он уверял, что свекла лечит головные боли и при насморке помогает, морковь — от малокровия, при ожогах и ранах ее сок — отличное средство, лук — от горла, при кашле и при головокружениях. Капуста — печенку лечит, желудочные боли усмиряет, картошка тоже голове помощница, настраивает ее на ясность.

Дед Игнат в этом месте своих воспоминаний обычно отвлекался и поучал нас, его внуков, как надо творить настоящий борщ. Именно «творить», потому что иначе не назовешь священнодействие, в результате которого и созидается та самая царь-еда, что зовется борщом.

— Само собой, — говаривал дед Игнат, —шо кажда хозяйка варит борщ чуть-чуть иначе, чуть-чуть по-своему, и сколько хозяек, столько и разных борщей. Но все ж основа одна — шоб все, шо полагается, було в той борщ положено, и не гуртом, все сразу, а по давно опробованному порядку, а не то одно разварится, а другое не сварится. Борщ, в конечном счете — симфония, опера!

И это обычный, будничный борщ, даже, может, постненький, а сколько он требует заботы, внимания и способностей его созидателя. А если праздничный, торжественный Его превосходительство Борщ с большой буквы, — допустим, на курином бульоне с раковыми шейками, или допустим, из красной рыбы?

А как он красив, настоящий золотисто-оранжевый борщ — загляденье! А запах! Аромат! Бывает, идет казачина по улице, и за полтора квартала от родной хаты чует тот запах, а соседи по всей округе говорят:

«Опять Лукьяновна свой борщ маракует! Творит, варит...».

И при всем своем неподражаемом смаке и красоте, тот борщ — це-леб-ный! В нем каждая былинка-травинка, каждая овощинка — пагуба для хворобы и благодать для здоровья. Вот почему у нас любят тот борщ, справленный-исполненный все одно как по нотам.

Как вспоминал дед Игнат, в те стародавние времена батька не звали обедать, звали «есть борщ», или «борщевать».

И батько Касьян сажал семью за круглый стол, выскобленный до желтизны. В центре устанавливался «чавун» с борщом и солонка с солью, почетное место занимали чеснок и перец. Перед каждым едоком — «черепьяна мыска». Эти миски тоже были касьяновым нововведением — до того все ели из общего чугуна... Хлеб нарезал «добрыми шматками» сам хозяин дома, для чего имелся специальный нож, ни для чего другого не применявшийся. Борщ по мискам разливала хозяйка, или, как тогда говорили, — «насыпала», ибо борщ обязательно был густым настолько, чтобы ложка в нем стояла «стырчмя». Если борщ случался с мясом, что было, кстати, не часто, она же клала каждому в миску его «порцион». Она же «подбивала» (забеливала) борщ сметаной.

Окинув строгим взором собравшихся, и убедившись, что все на местах, батько еще раз крестился и говорил: «С Богом!», и трапеза начиналась. Разговаривать за борщом не дозволялось, как и чавкать, «шмыгать носом», сморкаться... К концу трапезы батько задавал вопросы, мог пошутить, что-нибудь рассказать. Второго блюда после борща, особенно, если он был с мясом, обычно не полагалось.

Исключение бывало во время косовицы и обмолота — усиленная работа предполагала усиленное питание, и борщ дополнялся кашами, варениками, свежими овощами, неизменным салом. Такой борщ назывался «женатым».

Каждый обед заканчивался «взваром» — компотом, чем-нибудь «ласенькым», то есть вкусненьким (фруктами, к примеру, или киселем).

Батько Касьян ввел в семье обычай чаевничать-самоварничать. Первые годы его соседи и случайные гости удивлялись: что это вы — не баре, а пьете чай...

Чай пили по утрам и вечерам, по воскресеньям самовар не остывал весь день.

Для чая батько Касьян приносил воду с «Бузинового» родника, что бил из земли на берегу ерика. Та вода, по его мнению, была специально создана для чая — особой чистоты и особой вкусноты, и подземная родниковая вода для здоровья полезна».

А теперь отгадайте загадки о продуктах, которые использовали для приготовления борща:


Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи. (Капуста)


За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок, а ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)


Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький. (лук)


Воспитатель: Как одним словом назовём эти продукты? (Овощи).

Вы внимательно слушали, чем полезен борщ? Сейчас от каждого ряда выйдут по два шеф-повара мальчика, потому что во всем мире считается, что мужчины – лучшие повара. Вот вам набор продуктов (картинки) и кастрюлька. Сложите в неё те продукты, которые нужны для вкусного борща. Дается 1 минута. Можно, если возникло сомнение поднимать картинку и показывать ее команде, а команда решит – нужно это класть или нет.

Проверим, что же вы сложили в свои кастрюльки.

Молодцы, сотворили чудесный борщ!

Слушайте следующие загадки.


С виду он, как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин,

Это спелый… (Апельсин)\


Сладок он и толстокож,

И чуть-чуть на серп похож. (Банан)


Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)


Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)


Воспитатель: А про что эти загадки? (про фрукты). А чем же так полезны овощи и фрукты? (в них содержится много витаминов). Свежие фрукты и овощи можно употреблять, сколько хочешь, они заменят самые лучшие таблетки из аптеки. Послушайте ещё две загадки.


От него – здоровье, сила

И румяность щёк всегда.


Белое, а не белила.

Жидкое, а не вода. (Молоко)


Что за белые крупинки

- Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко – и в срок,

Получили мы… (Творог)


Воспитатель: А про что сейчас загадки? (про молочные продукты). Правильно! Молочные продукты очень полезны. В них содержится много кальция, который необходим для роста и развития организма. А вы знаете, что еда может приносить не только пользу, но и вред нашему организму. Какие вредные продукты питания вы знаете? (чипсы, газировка, жевательная резинка).


Воспитатель: Дети, давайте поиграем с вами в словесную игру «Верно или неверно». Я зачитываю четверостишье о продуктах, если они полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно». Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.



1. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.


И Сереже и Ирине всем полезны витамины.


2. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.


3. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.


4 Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок


5. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис


6. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.


7. Пейте дети молоко, будете здоровы


Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.


Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то поднимите зелёный кружок. Если нет - красный.


- Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.


- Есть нужно в любое время, даже ночью.


- Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.


- Есть надо быстро.


- Есть надо медленно. А как?


- Пищу нужно глотать не жуя.


- Полоскать рот после еды вредно.


Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

Отдыхали казаки тоже с пользой для здоровья. Утром ходили по росе. Земля насыщала организм энергией, а роса, проникая в поры, растворяла и вымывала токсины... А когда пригревало солнышко, можно было и на травке поваляться, «принимая ванны» из клеверной пыльцы — часок-другой такого отдыха заменяли казаку полноценный ночной сон в кровати.


Но каждый казак знал — отдыхать полезно не везде. Вовсе не случайно на полотнах народных живописцев казак Мамай всегда сидит под дубом — это дерево имеет мощнейшую энергетику. Считается, что сосна и можжевельник обладают гармонизирующим действием, способствуют усвоению знаний. А вот возле тополей лучше не задерживаться — это деревья-вампиры.

А сейчас мы отдохнем и поиграем в казачью игру «Хрен»


Игроки делятся на 2 команды. Первая команда садится на пол, спиной друг к другу и обхватывают друг друга за талию («хрен»). Вторая команда водит хоровод вокруг «хрена» и приговаривает:


Ой, хрен, ты мой хрен,

Ой, хрен полевой!

Да и кто тебя садил,

Да и кто поливал?


Вторая команда отвечает:


Садил меня пан,

Поливал Селиван,

Селиванова жена

Все полола меня.


Первая команда подходит к «хрену» и заводит диалог:


- Стук-стук у ворот!

- Кто там?

- Иван-косорот!

- Что надо?

- Дайте хренку на говядинку!


- Выдерните там один (два или три) корешок.


Дети первой команды хватают первого из сидящих за руки и пытаются поднять, дети второй команды не пускают. Если выдернули, то ребенок присоединяется к первой команде и так, пока не соберут весь «хрен».


Продолжим наше знакомство с казаками. Иностранцы, попав к казакам, удивлялись тому, что вместо муштры казаки танцуют и поют. Откуда же им было знать, что именно в этом секрет казачьей силы и здоровья? Известно, что казаки любили петь, плясать, держа в руках по сабле. Современная медицина доказала — пение лечит, укрепляет легкие и пресс, а правильное дыхание помогает насытить кровь кислородом. Тут уж никакие хвори не страшны. А если пение сочетать с физическими упражнениями, прыжками, отжиманиями и приседаниями, эффект будет просто ошеломляющим!


Обязательным для казака было умение ездить верхом на коне. В те времена еще не придумали слова «иппотерапия» (метод реабилитации посредством верховой езды), но больных радикулитом среди казаков не было. А все потому, что во время верховой езды задействованы все группы мышц, укрепляется мышечный корсет вокруг позвоночника. Верховая езда помогает предупредить развитие сколиоза и даже избавиться от него, полезна при болезнях сердца.


В мире нет рецепта лучше,

Будь со спортом неразлучен.

Проживешь сто лет,

Вот и весь секрет.


Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой, спортом? (Чтобы не болеть, быть здоровыми, сильными, ловкими).


Воспитатель: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим.


Воспитатель: Как мы с вами занимаемся физкультурой, спортом? (Делаем зарядку, занимаемся физкультурой, играем в подвижные и спортивные игры).


Воспитатель: Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Воспитатель: Я предлагаю вам размяться и приглашаю на игру «Мы спортсмены» (игра пантомима, ведущий показывает вид спорта, остальные отгадывают).

Воспитатель: Организм казаки укрепляли с детства. В семь лет казачок переходил из детской в комнату братьев, они придирчиво осматривали его одежду и выбрасывали все слишком теплое и мягкое. Для чего, как вы думаете? Потому что были злыми или чтобы братишка закалялся? Да, конечно, чтобы организм постепенно привыкал к холоду.

Братья говорили: «Учись служить! Чай теперь ты не дите, а полказака!» А казаку воину часто приходилось в боях и войнах терпеть холод, быть терпеливым и выносливым.

А как еще закаляли свой организм казачата? Для закалки что важно? Солнце и воздух. Казачата все свое время проводили на воздухе: или играли, или работали. А работали они где и как? Кто может рассказать?

Пасли коров, гусей, коз, лошадей.

Когда пасли, собирали лесную и полевую ягоду – землянику, малину и другие, а в ягодах столько витаминов! А еще искали черемшу – лесной чеснок. Черемша и полезна и вкусна с краюхой подсоленного хлеба.

Воспитатель: Вы знаете, что такое закаливание? (обливание холодной водой)


Воспитатель: Закаляться можно не только водой, но ещё солнцем и воздухом. Даже есть такая пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Когда вы летом загораете на солнце, вы закаляетесь, когда проветриваете комнату – тоже. Ну и, конечно же, обливание прохладной водой, купание в водоёмах – это всё закаливание организма.


Воспитатель: Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие. Здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»



Запомнили, как казаки здоровье добывали? Почему у них было крепкое здоровье? Вместе с детьми воспитатель делает вывод.

Они с детства проводили время где… на свежем воздухе: и работали, и играли.

Еще что? Физический труд, он - закаляет.

Питание .

В каждодневный рацион включены фрукты, овощи, богатые витаминами.


Чтобы быть здоровым надо закаляться,


заниматься спортом,


делать гимнастику,


правильно питаться,


не есть и не пить на улице;


всегда мыть руки с мылом,


есть только мытые овощи и фрукты;


когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;


есть только из чистой посуды.








Конспект занятия по физкультуре «Казачьи игры»


Цель: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным казачьим играм и забавам или Привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с казачьими подвижными играми, посредствам ознакомления с правилами и содержанием.

2. Содействовать проявлению у детей творчества в подвижных играх, посредствам вовлечения их в игры.

3. Способствовать возникновению у детей желания самостоятельно организовывать и играть в казачьи игры, посредствам создания интереса к ним.

4. создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях донских казаков через подвижную игру.

5. способствовать возрождению народных подвижных игр;

6. развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;

7. сохранение и укрепление здоровья;

Ход занятия.


1. Вводная часть:

Воспитатель: ребята, в каком городе мы с вами живем?

Ответы детей (в Волгограде). А какие две великие реки текут в нашей Волгоградской области?(Волга и Дон)

Воспитатель: а вы знаете, что давным - давно на Дону жили в ней удалые и смелые казаки! В казачьих семьях было от 5 до 12 детей! Пока казаки охраняли границу, а казачки занимались хозяйством, их дети придумывали игры и забавы, в которых проявляли свою смелость, ловкость, выносливость. В: Ребята, сегодня я хочу продолжить свой рассказ о наших предках, донских казаках. Казак, как мы знаем, это, в первую очередь защитник Родины. Он должен быть таким как его прославленные предшественники - славные богатыри земли Русской, защищавшие нашу землю. Именно поэтому каждый казак должен стремиться к развитию своему физически и нравственно. Воспитание будущего казака-воина начиналось в семье.

Большое внимание в семьях уделялось физической подготовке мальчиков. Казачонка сажали на коня после появления первого зуба, и с этого дня постепенно его приучали к седлу, к семи годам казачок твердо сидел в седле, в двенадцать — четырнадцать мог принимать участие во взрослых джигитовках.


- Без чего казак не мог службу нести? (конь лихой, да сабля востра)


- Кто из вас видел живую лошадь? Что, вы можете сказать об этом животном? (сильное, выносливое, умное, быстрое)


- Казаки умели красиво и ловко скакать на коне и с седлом и без седла, могли ловко джигитовать, стоять на коне на ногах, подлезать под седло. Это было сделать очень непросто, потому что конь несется очень быстро, как ветер. При этом они могли стрелять на ходу, лихо пользоваться шашкой.


- В свободное от службы время, чем занимались казаки?(ответы детей)


А еще они растили своих детей и готовили их служить Отечеству. Чему нужно было научиться казачатам?


И маленькие мальчики подрастая в казацкой семье учились ухаживать за лошадьми, ездить верхом, тренировались в ловкости и сноровке, стрелять по мишени, как и их отцы они много тренировались.


А где тренировались казаки?


Вот и мы с вами отправимся сейчас на ученья, чтобы быть сильными, ловкими, проворными, способными к казацкой службе.


Но, сначала давайте, как следует разомнемся.


1 часть. Снарядились казачки, оседлали коней и показали свое мастерства джигита – наездника: игра-забава «Всадники». В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони (бубен) бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. Когда воспитатель прекращает бить в бубен, «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку.


2 часть. Общеразвивающие упражнения

И. П. Руки за голову, стоят прямо

Казачата все проснулись Голову вверх, руки поднять вверх

Выше к солнцу потянулись Вверх подняться на носки,

И.П. (6-8 раз)

И. П. Держат внизу обеими руками палку

Лошадей перед собой Поднимают палку перед собой

Поворот у нас такой Поворот туловища вправо, руки отвести вправо, так же влево (по 3 – 4 раза в каждую сторону)


И. П. Руки за голову, стоят прямо

Казачонок не ленись Подтягивание ноги к груди (5 – 6 раз)

Нога выше поднимись!


И. П. Сидя на коленях, руками упираются в пол перед собой

Сядем влево, руки вправо, на 1 – передвигаем колени влево,

Джигитуем мы на славу!, на 2- в другую сторону


И. П. Стоя на четвереньках

Мах ногой, мах другой, махи ногой прямой (6 – 8 раз)


Конь казачий мчит стрелой


Сели, встали, сели, встали Приседания. Спина прямая…Палка перед собой.


Мы нисколько не устали!


Прыгай выше, казачонок, Прыжки через палку


Будто маленький зайчонок!


3 часть. Воспитатель: ребята а какие казачьи игры вы уже знаете?

(ответы детей)

А сейчас вспомним и поиграем в игру "Зевака"

Чему учит эта игра?

(ответы детей)

Игра с мячом «Зевака»

Играющие становятся в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Кто не поймает мяч на лету, тот хватает мяч с пола и кидает в одного из играющих, если не попал, выходит из игры. Если попал, тот в кого попали садится на скамейку. И так далее.


Воспитатель: ребята скажите, а кто же у казаков был самым верным другом?

(ответы детей)

Воспитатель: казачат учили ездить верхом на коне уже с 3 летнего возраста. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутникам казака на всех путях его жизни-и мирных и не мирных. От знания повадок лошадей, навыков общения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном-т.е. родной землей, родным домом, родной семьей.



Пришло время вспомнить игру «Всадник»

Эстафета «Всадники»

Расчет на первый, второй! Команды строятся в колонну по одному. Первый участник на палках-конях бегут змейкой между стойками, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие) и бегом возвращаются назад, передовая коня следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.

4 часть. Заключительная часть:

Воспитатель: а я слышала, что казаки любят силою помериться. А вы ребята, казачата сильные?

(ответы детей)

Вот сейчас на канате силушку вашу и проверим.

Эстафета «Перетягивание каната»

Мальчики и девочки делятся на две команды и соревнуются.

Воспитатель: пришло время для разучивания новой казачьей игры.

Для этой игры вы должны выбрать водящего, давайте покичемся

( дети встают спиной к залу и кидают палки, чья палка дальше улетит, тот и выиграл)на палке, или посчитаемся?

(ответы детей)

Первый раз я буду водящим и познакомлю вас с правилами новой игры.

Игра малой подвижности "Воздух, вода, земля, ветер"

Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине или за кругом. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «вода», «земля», «воздух», «ветер»- и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте если (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Водящий идет к другом и т.д. Ведущий может неожиданно сказать «огонь», при этом слове все игроки должен поменяться местами и водящий становиться на чье-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.

Воспитатель: Играть вы умеете, а вот загадки сможете отгадать?

(ответы детей).



Загадки:

- Шесть ног, две головы, один хвост? (всадник на коне)

- Ни кого не родила, а все матушкой зовут? (земля)

- Погоны желтые, шашки острые

Пики длинные, кони борзые,

Полем идут с песней, искать царю чести, а себе славы? (казаки)

- Кто главный у казаков? (атаман)

- Где выбирают атамана? (на кругу)

- Голове не будет страха, если есть на ней? (папаха)

Воспитатель: ребята, вам понравились казачьи игры?

(ответы детей)

Что на занятие вам запомнилось больше всего?

(ответы детей)

Вы можете теперь и сами играть в эти игры на прогулке. Занятие окончено, спасибо за внимание, вы на занятие были настоящими казаками и показали силу, ловкость, внимание и выдержку! На право, шагом марш!

(дети под музыку маршируют, выходя из зала)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!