СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Свойства воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале содержится фотоотчет о проведении открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Свойства воздуха"»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Свойства воздуха"



Провела воспитатель: Галицкая Е. В.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.

Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Задачи:

1.Способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование: учить проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2.Развивать познавательный интерес, умение воспроизводить целостный образ предмета, совершенствовать коммуникативные навыки.

3.Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательное отношение друг к другу.



Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие (совместная деятельность; продуктивный диалог; труд - уборка своего места)

-речевое развитие (активизировать речь и обогащать словарь детей)

-физическое развитие (физкультминутка)

-познавательное развитие (экспериментирование)



Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.



Оборудование и материалы:

презентация по теме; тазики с водой, подносы с теннисными шариками, камушками и монетками; резиновая уточка; стаканы с водой, трубочки; стаканы со смятой бумагой; свистулька; полиэтиленовые пакеты;   стаканы с разными запахами (корочкой апельсина, зубной пастой, чесноком), один пустой стакан без запаха; воздушные шары, мыльные пузыри, вертушки; магнитная доска, карточки с изображением символов – для подведения итогов опытов; карточка с изображением символов - правил поведения в лаборатории.





































Ход НОД:
Организационный момент:

Дети под музыку входят в группу.

-Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, что бы весь день у нас сегодня было хорошее настроение и поздороваемся с нашими гостями.

-Скажите, вы любите играть в игры? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». А знаете ли вы, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. На правах старшей по возрасту я возьму на себя роль руководителя лабораторией (одеваю  халат, шапочку). А вы будете научными работниками лаборатории.

-Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать определенные правила.



Правило№1.На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2.Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3.Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5.Помни - опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

А что мы сегодня будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем  (Воздух)

-Правильно, ребята, это воздух.

Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю вам изучить свойства воздуха и сделать вывод, кому нужен воздух. Предлагаю детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

- Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Давайте почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку себе на грудь. Сделайте глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это наши легкие наполнились воздухом. Повторяем несколько раз.


Опыт 1 (воздух есть внутри людей)

- Посмотрите, я принесла вот такие шарики. А как называются эти шарики?

- Воздушные

- А вы знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Его туда вдохнули.

- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

-Ответы детей

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Делаем вывод: Мы с вами открыли первый секрет воздуха: Воздух есть внутри людей и это мы доказали.

- А теперь давайте крепко зажмем нос и попробуем долго не дышать. Получается? (Нет).

- Человеку воздух необходим, чтобы дышать и жить. Ребята, как вы думаете, кому еще нужен воздух?

- Как вы думаете, чему воздух не нужен? Дети называют предметы неживой природы.   Обобщаю ответы детей.

- Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы).

Делаем вывод: воздух необходим для дыхания всем живым существам. (Просмотр слайда презентации).



Опыт №2 (воздух можно увидеть)

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.          

 -Нет (ответы)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. А есть ли у воздуха цвет? (нет). Можно сказать, что воздух бесцветный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой).

- Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой).
-Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим пакет.



Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Как вы думаете, на что стал похож пакет? (Ответы детей.)

- Что сейчас находится в пакете? (воздух)


- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Второй секрет воздуха: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. (Просмотр слайда презентации.)



Физкультминутка: 

Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.

А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.


Опыт №3 (воздух занимает место)




-Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага. Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей).
-Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей). Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухая?
-Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода).
- Это из стакана вышел воздух. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане).


Вывод: Третий секрет воздуха: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.



Опыт № 4 (воздух не имеет запаха)

- Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

-Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет( подхожу к каждому ребенку и даю им понюхать: апельсин, зубную пасту, чеснок ). Несколько детей вдыхают просто воздух .

- Одни ребята что то почувствовали, а другие ничего не почувствовали. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Правильно, в одних стаканчиках что-то лежало, а в последнем ничего не было. Ребята вдохнули просто воздух.  

-Как вы думаете, это пахнет воздух или?... апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это пахнет корка.

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Какой из этого можно сделать вывод? 
Вывод: Четвертый секрет воздуха: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы.



Опыт № 5 (воздух легче чем вода)
Предлагаю детям поочередно опустить в тазик с водой предметы с подноса: камушек, монетку и теннисный шарик. Подвожу детей к выводу, что шарик не утонул, потому что внутри его находится воздух.

Вывод: Пятый секрет воздуха: Воздух легче, чем вода .

Опыт №6 (воздух можно услышать)

- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (Ответы детей). В спокойном состоянии воздух беззвучный. Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите слово  - Колебание.

- Сложите губы трубочкой и вдохните и выдохните воздух. Что мы с вами услышали? (…)

- Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Вы уже знаете почему. Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха. (Дую в свистульку).

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?

Также мы можем другим способом услышать воздух (слушаем звук воздуха, издаваемый из резиновой игрушки).

- Звуки распространяются по воздуху .

Вывод: Шестой секрет: Звук возникает, когда дрожит воздух (происходит колебание воздуха) и тогда мы можем его услышать.



-Ребята, а как люди научились использовать свойства воздуха, где его применяют? (Просмотр слайда презентации).



Подведение итогов:

-Ребята вам понравились опыты про воздух? Лера, какой опыт тебе больше всего понравился? Костя, а тебе? Ребята, о каких свойствах воздуха мы сегодня узнали, (обращаю внимание детей на мольберт с закрепленными на нем карточками-символами.)

-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри, воздушные шарики и вертушки.

Наше занятие закончилось, а я хочу подарить вам на память вот эти разноцветные воздушные шарики. (Вручение подарков).











6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!