СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда к нам хлеб пришел»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек нуждается в хлебе каждый день.С детских лет необходимо учить бережному отношению к хлебу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда к нам хлеб пришел»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад 9 г.Россоши

Россошанский муниципальный район

Воронежская область













Конспект НОД по познавательному развитию

«Откуда к нам хлеб пришел»















Подготовила :

Капустина Л.С.,

Воспитатель высшей КК

8-950-775-78-55



2020г

Конспект НОД по познавательному развитию

«Откуда к нам хлеб пришел»

Актуальность :

 В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.

Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!

В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.

С детских лет необходимо учить  бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству, чтобы  дети знали о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски)

Ожидаемый результат:

• формирование у детей представления о ценности хлеба;

• получение знаний детьми о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель:

В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;

  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

Воспитательный задачи:

  • воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

  • воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать новые;

  • получать радость от процесса получения новой информации.

Используемые современные образовательные технологии:

Технология исследовательской деятельности (методика А.С.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»), информационно - коммуникационные технологии.

Детская деятельность:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Материал и оборудование:

  • презентация по теме: «Откуда хлеб пришел»;

  • колосья;

  • разные виды хлебобулочных изделий;

  • мука пшеничная, дрожжи, сахар, соль, вода;

  • карточки последовательности исследования;

Предварительная работа: Чтение книги А. Мусатова «Как к нам хлеб пришел», рассматривание картинок, знакомство с новыми словами, рассматривание зерновых культур.

Словарная работа: поле, земля, посев, зерно, колосья, рожь, пшеница, овес, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлебороды, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мельник, пекарня, пекарь, тесто, хлеб, каравай, батон, булка, калач, баранки, сушки, пирожки, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.

Ход занятия.

Дети заходят под музыку в группу.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте им подарим свои улыбки, поприветствуем их.
«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Ты мой друг и я твой друг
Дружат все друзья вокруг»
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Людмила Станиславна , а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково.
На столе лежит поднос с хлебом, накрытым салфеткой.

- Ребята, как думаете, что спрятано под этой салфеткой?

(дети высказывают свои фантазии, после чего воспитатель предлагает отгадать загадку)

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

(Хлеб!)

- Вы правильно отгадали. А какие слова вам помогли понять, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, белый, черный).

- Ребята давайте посмотрим внимательно на хлеб и скажем, какой же он сверху? Внутри?

- А давайте попробуем его и расскажем, какой он на вкус?

- Как можно ласково назвать хлеб?

- Каким он бывает?

- Расскажите мне какой хлеб вы знаете или какой любите?

- А как вы думаете, как он попал к нам в группу? (купили в магазине)

Воспитатель: Как у вас все просто …из магазина…а в магазин как он попал, а из чего его испекли вы знаете, а где взяли муку? Я предлагаю вам отправиться в путешествие , чтобы найти ответы на все наши вопросы.

(Дети становятся в круг и читают волшебное заклинание)

Воспитатель: давайте встанем в круг и произнесем наше волшебное заклинание

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель:

У меня есть «Чудесный мешочек», что находиться в нём, вы узнаете, отгадав загадку:

«Золотист он и усат,
В ста карманах, сто ребят» (колос)
( Воспитатель достаёт из мешочка колоски ячменя и пшеницы)
Ребята, вы правильно отгадали загадку, это колоски различных зерновых культур. ( Посмотрите, потрогайте их)
Скажите, как называется колос ячменя (ячменный)
А колос пшеницы? (пшеничный)
Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите какие они на ощупь? Скажите какой они формы, величины и цвета? ( маленькие, твердые, гладкие, посередине бороздка, как две дольки)

Что означает пословица «Зёрнышко к зёрнышку будет мешочек»?
Растения, дающие зерно называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей – ХЛЕБ. Ребята, а какой бывает хлеб?
Как вы думаете, легко вырастить такие колоски?

Воспитатель: Ребята, в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю. Вот дети у нас маленькое поле, я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зернышки в эти бороздки. Молодцы, а теперь надо прикрыть зернышки землей.

Как вы думаете что поможет нашим зернышкам прорости? ( солнце – свет, дождь – вода)

Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев.

Релаксация: «Колоски» (под спокойную музыку)
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. А теперь улыбнитесь друг другу.

Ребята посмотрите, какие росточки появятся из зерен, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков (обратить внимание детей на экран). Какое красивое золотое поле.

А это поле, мы оставим у себя в группе. Мы будим за ним ухаживать, наблюдать. И не забывайте его поливать.

Ребята, я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим. Колос состоит из стебелька…колоска в котором живут зерна ….и усиков. Вот какой колосок.

- «Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят»

- А теперь, ребята, давайте соберем все колоски вместе. Вот какой получился сноп – это букет из колосков.

- А сейчас я предлагаю поиграть вам в шуточную игру. Встаньте поудобнее.

Вырос в поле колосок ( дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок (поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок

Мы в поле придем, (ходьба на месте)

Колоски соберем, (наклон)

Муки натолчем, (кулаком одной руки стучат по ладони другому)

Каравай испечем, (сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (вытягивают руки вперед, ладони вверх)

- Ребята, я вам предлагаю пройти и сесть вот сюда. А вы знаете какие машины помогают людям выращивать пшеницу?

- посмотрите на экран. Как называется эта машина? (трактор)

- При помощи трактора люди пашут землю и сеют зерна в землю.

- А эта машина как называется? (комбайн)

- Комбайн убирает колосья с поля и зерна высыпает в грузовые машины, которые отвозят зерна на мельницу и из них мелят муку.

- давайте посмотрим видео как работает комбайн (демонстрация видео по телевизору)

- Вот как люди долго и упорно трудятся на земле!

- А давайте и мы с вами немного поможем.

«Игра-эстафета Комбайнер»

Дети делятся на две команды, каждой команде дается машина, они должны добежать до колосков, положить один в кузов и привезти его, побеждает команда, которая перевезет колоски первой.

Ребята, давайте попробуем отделить зерно от колоска.

- Дети, скажите, а куда отвозят зерно с поля?

- зерна с поля сначала отвозят на элеватор – это здание где сортируют, очищают от мусора и хранят зерно, а потом его везут на мельницу, мукомольный завод, где зерно и перемалывают в муку. А куда потом везут муку? Правильно в пекарню или хлебозавод, где и пекут хлеб. ( по ходу рассказа детям демонстрируются картины с изображением элеватора, мельницы, хлебозавода)

Хотите сами попробовать перемолоть зерна в муку? ( опыт перемалывание зерен в ручной мельнице)

Сейчас я в один мешочек насыплю муки, в другой – зерно. Перемешаю. Пощупайте, где мука? Где зерно? Как вы догадались?

( опыт). Для чего нужна мука? (из муки делают тесто)

- Посмотрите сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают на экране)

- А вы знаете как зовут людей, которые пекут хлеб? (Пекарь, повар)

- человека который печет хлеб называют пекарем, я предлагаю вам превратиться в пекарей и попробовать испечь ароматный каравай.

Давайте сначала сделаем тесто. Для этого нам нужны мерные стаканчики, мука, яйца, молоко, дрожжи, соль, сахар.
Моем руки и надеваем фартуки. Ну, что же приступаем. Посмотрите, какая у нас есть помощница. Она поможет нам месить тесто. Это хлебопечь. Знаете, что это такое? А из теста мы с вами приготовим каравай. Основа для нашего каравая готова. Давайте его украсим?

- Вот и готов наш каравай. Теперь смажем его яйцом, для того чтобы он получился румяным.

- Можно украсить наши булочки, посыпав их маком и кунжутом.

- Очень бережно надо относиться к хлебу не бросать его, не крошить его, потому очень много людей вложили в него труд.

Во время лепки звучит тихая, спокойная музыка.

Вот видите, ребята, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но так точно говориться в пословице о важности хлеба. А какие пословицы и поговорки о хлебе знаете вы?
Пока дети работают, вспоминаем пословицы и поговорки о хлебе:
• Без хлеба – нет обеда
• Хлеб батюшка – вода матушка
• Хлеб сердце человеку укрепит
• Будет хлеб – будет и песня
• Хлеб, соль кушай, а добрых людей слушай
• Хлеб – хлебу брат
• Хлеба – ни куска, в горле тоска
• Хлебу мера – деньгам счет
• Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность, его береги.

Ну, вот мы и сделали наш каравай красивым, давайте отнесём его на кухню и попросим его испечь, сами чай попьём и наших гостей угостим.
- К сожалению наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться назад в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?

Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание.

- Ребята скажите, где мы с вами побывали? Что нового мы узнали в путешествии?















Используемая Литература и интернет ресурсы.

  • Материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»

  • Осенние традиции на Руси -— http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry-i-kartinki-dlya-detej-po-teme-kak-vyrashhivayut-hleb/ .

  • Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм 

  • Карандашева Ю.В. Как хлеб на стол попадает // Воспитателям ДОУ 2009, № 4

  • Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

  •  Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!