муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 города Сычевки
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе.
Синичкин день - «Зиновий-синичник»
воспитатель:
Козлова Анна Сергеевна
2019 год
Тема: Синичкин день - «Зиновий-синичник» .
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник», систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Расширить представления детей о всероссийских праздниках; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
- Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты. Познакомить детей с зимующими птицами.
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам. . Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
- Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах (синице); рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок об этих птицах, блюдца с ягодами, макеты птиц, видео-аудио запись с песнью синицы, перышки различных птиц - можно нарисованные, изображения птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день». Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.
Если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
А еще Зиновий Синичник считался праздником охотников и рыбаков. Как правило, с 12 ноября открывался пушной сезон и сезон зимней рыбалки.
Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
У нас такой обычай: как выпадет снежок,
Удобную кормушку повесить на сучок.
Из чего же можно сделать кормушку?
Дети: Кормушки можно сделать из: банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.
Воспитатель: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.
Но чем мы будем их кормить?
Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
2. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
3. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
Воспитатель: Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте. (нужно поднять карточку с изображением этой птицы)
1.Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
6. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Воспитатель: Молодцы. Следующее упражнение.
Проводится игра “Птичий концерт”
Каждой группе ребят из 4-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Ребята исполняют песню на мотив “В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
Воспитатель: Отличный концерт у нас получился. А теперь давайте украсим наше дерево стайкой озорных птичек.
(Проводится аппликация «Снегири , синички»).