Конспект НОД по развитию речи в младшей группе.
Тема: «Сказка про курочку »
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Цель:
- Приобщать детей к театрально – игровой деятельности и устному народному
творчеству;
- дать каждому ребёнку возможность проявить художественные способности,
творческую индивидуальность.
Технологии:
здоровьесберегающие,
игровая,
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникационные.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности и
устному народному творчеству;
- Повторить с детьми русские народные сказки;
- Побуждать наблюдать за развитием действия в сказке..
- Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету,размеру).
Развивающие:
- Развивать речь детей: активизация словаря, формирование умения отвечать на
вопросы; интонационную выразительность; упражнять в звукоподражании;
-Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений,
артикуляционный аппарат, дыхание;
- Поддерживать желание участвовать в играх- имитациях с музыкальным
сопровождением; выполнять движения по показу и самостоятельно.
Воспитательные:
- Воспитывать активность и внимательность;
- Воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам;
Методические приёмы:
проблемные ситуации, игра – путешествие, игры – имитации, упражнения на
развитие речи, дыхания и голоса; музыкальное сопровождение, речевые игры.
Словарная работа: гребешок, яичко (золотое, простое).
Развивающая среда:
музыкальное оформление ( аудиозаписи: пение птиц, песенки о животных, музыка из
мультфильма «Маша и медведь» песенка о дружбе, танец цыплят, петушок гуляет,
русские народные танцевальные композиции, музыкальные игры с пальчиками по
методике Е.Железновой «Ладушки»), оформление деревенского двора и избы,
кукольный театр (ростовые куклы деда и бабы), театр картинок на ковролине,
шапочки и маски цыплят, мышки, костюм для девочки русский народный, костюм
курицы для взрослого, корзины плетёные, яйца муляжи (золотое, простое), книги
русских народных сказок («Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», кубики
речевые, ширма большая, шарики пластмассовые двух цветов, волшебный мешочек,
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, знакомство с обитателями деревенского двора, игры в звукоподражании,рассматривание иллюстраций и предметных картинок по темам («Домашние птицы»,«Русские народные сказки»), разучивание пальчиковых игр.
Ход занятия .
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро, и я очень рада вас видеть.
Какие же вы все нарядные, весёлые. Давайте скажем друг другу и солнышку - доброе
утро!
А солнышко-то поднимается,
Ребяткам улыбается.
Послушаем гармошку
Да попляшем немножко. (разминка«Гармошка»
разработка Кустовой Л.А.– здоровьесбережение,
физическая культура, музыка)
Что за чудесная зарядка-
Как она нам помогает,
Настроение улучшает.
И здоровье укрепляет.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята к нам кто-то заходил и на столе оставил для нас книги.
Дети подходят к выставке книг «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Рассматривание первой книги «Репка»
- Вам знакома эта сказка?
- Давайте изобразим героев сказки, делайте как я:
Артикуляционная гимнастика(проводится с обыгрыванием определённых качеств
персонажей. Каждому приписывается определённое движение органов
принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее)
Дед – надуть щёки
Баба – вытянуть губы
Внучка – растянуть губы в улыбке
Жучка – высунуть язык
Кошка – облизать губы языком
Мышка – обнажить верхние зубы
На магнитной доске воспитатель выкладывает карточки с
изображением Жучки, Кошки, Мышки. Дидактическая игра: «Кто как кричит?»
(коммуникация, познание) (гав-гав, мяу-мяу, пи-пи)
Бабушка в сказке не только репкой угощала всех, но и кашку ещё для деток
варила.
Пальчиковая музыкальная гимнастика по методике Е.Железновой
«Ладушки» (музыка).
Рассматривание второй книги «Маша и медведь»
Воспитатель: Как сказка называется? Гуляла Маша в лесу, да и заблудилась…. (на
Магнитной доске выставляется карточка с Машенькой в лесу). Как Маша звала подружек?
Дидактическая игра «Громко – тихо» (коммуникация)(ау-ау).
Появляется кукла Маша:
Воспитатель:Что случилось с тобой Маша?
Маша: Ребята, вы мне помогите!
Забрал Мишенька клубочек.
Спрятал где-то в уголочек,
Чтобы Маша не нашла,
Вот у Мишеньки игра…?! (качает головой)
Воспитатель:Поможем Маше? (музыкальная композиция из мультфильма «Маша и
медведь») (социализация) Пойдём, клубочки найдём. Теперь мы их заколдуем,
покрутим на полу (Пальчиковая гимнастика- вращение шарика пальцами рук), и на
них подуем со всех сторон (Дыхательная гимнастика «Сдуваем пылинки»). Больше
Миша их не возьмёт. Давайте положим клубочки в разные корзинки: жёлтые в одну а
зелёные в другую.
Дидактическая игра «Разложи по цвету» (познание- сенсорика)
Рассматривание третьей книги «Курочка Ряба».
А вот и книга другая! Что это за сказка такая?
Умеете ребята загадки отгадывать? (использование дидактического речевого кубика)
Тогда слушайте:
1) Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт,
Деткам спать не даёт… (петушок) вот как кричит петушок!
- Что это у петушка на голове? (гребешок)
Рассказывание русской народной потешки «Петушок»
Петушок, петушок
Золотой гребешок!
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка
Что ты рано встаёшь?
Деткам спать не даёшь!
Ку-ка-ре-ку!!!
Воспитатель: Давайте покажем, как петушок важно ходит по птичьему двору
Игра – имитация «Курочка»с музыкальным сопровождением.
Курочка квохчет, квохчет
Детей под крыло собирает.Как она зовёт цыплят? – ко-ко
Воспитатель: А чем курочка от петушка отличается? (у неё маленький гребешок, а
у петушка большой). Повторите дружно – большой гребешок. Как маленькие
цыплята пищат? (пи-пи)
Воспитатель:
Тише детки не шумите,
Нашу сказку не спугните,
А колечко на колечко,
Будет вязочка.
Сядем рядышком тесненько,
Будет сказочка.
Родители (папа и мама руководят куклами)
Жили-были дед.. и баба.. (говорят по очереди)
Воспитатель:выносит игрушку из-за ширмы
Вместе с курочкой рябой.
Баба курочку любила
Рябу зёрнами кормила.
Баба:Напоклюйка, Рябушка
Ты из рук у бабушки (клюёт)
Дед:На водицы – то попей,
Сердцу будет веселей! (пьёт)
Ряба:Я живу в тепле и ласке
Ну не жизнь,
А просто сазка
Я им нынче удружу,
Я им чудо покажу! (уходит за ширму, выносит яйцо золотое приговаривая ко-ко)
Долго ждали? Вот оно золотое-то яйцо! Какое ребята яичко? (золотое)
Баба: Ой, снесла яичко Ряба!
Золотое на обед
Ну-ка, вот! Разбей-ка, дед!
Дети : Дед бил,бил - не разбил! Баба била,била – не разбила!
(яйцо кладут на стол)
Воспитатель:В тёмном подполе в избушке (надевает маску, хвост на ребёнка)
Скучно жить мышке норушке
Вот и вышла погулять
Хлебных крошек поискать
По столу хвостом махнула
Живо на пол всё стряхнула!
Воспитатель: Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось
И скорлупки не осталось,
Вся куда-то подевалась!
Дети: плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет.
Ряба:Полно плакать – это горе позабудете вы вскоре, куд –кудах вот вам простое. Ну
зачем вам золотое!
Баба:Ой кормилица ты наша! Ну, давайте детки спляшем!
Воспитатель: Шапочки цыплят возьмём, танцевать сейчас пойдём.
Музыкально – подвижная игра «Курочка и цыплята»
Воспитатель:Посмотрите ребята вокруг, поищите, цыплят. Они в бабушкин дом
заходили и мешочек утащили. Где же они? (дети находят двух цыплят в сухом
бассейне). Ах вы шалуны, куда же вы бабушкин волшебный мешочек спрятали? Как
вы думаете, ребята? (дети ищут самостоятельно руками и находят в нём сюрпризы –
подарки для себя и для гостей) Развивающая игра в сухом бассейне.
Всех гостинцем угостили
А гостей не позабыли? (вручают гостинцы )
Рады мы всегда гостям
Приходите ещё к нам
И другие сказки слушать…
Дети прощаются со сказками и уходят