Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Яблочко»
КОНСПЕКТ НОД
по развитию речи в средней группе
тема: «РАССКАЖЕМ ЧЕБУРАШКЕ ПРО ИГРУШКИ»
Старший воспитатель:
Анпилогова Т.В.
п.Тульский, 2020 г.
Программное содержание: учить составлять описательные рассказы об игрушках по восприятию, используя глаголы и прилагательные, отвечать на наводящие вопросы полными предложениями, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки и описание; закрепить знание стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки»; формировать представление детей о разнообразии игрушек, их назначении, существенных признаках, о материалах, из которых они сделаны; развивать разговорную речь, умение сопровождать действия словами; формировать умение использовать в играх бросовый материал; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: набор игрушек (парные – большие и маленькие) – куклы, мячи, пирамидки, машинки, неваляшка; посылочный ящик, игрушка – Чебурашка, апельсины, карточки со схемами изображения предметов, спички, пуговицы мелкие и средние.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
(Воспитатель обращает внимание детей на посылочную коробку.)
В: -Ребята, кто принёс эту коробку? Откуда она взялась? По-моему, это посылка. Кто же её прислал? Давайте посмотрим, что внутри лежит… (Открывают коробку, сверху лежат апельсины, а под ними Чебурашка, у него пакетик с пуговицами и схемы картинок.)
Посмотрите, что здесь лежит… (апельсины), а это кто такой… (Чебурашка)? Откуда его прислали? Да ещё и с апельсинами!
Здравствуй, Чебурашка, ты откуда?
Ч: -Здравствуйте, а откуда вы знаете, как меня зовут? (Смотрели мультфильм.) А я путешествую по детским садам и ищу новых друзей. Давайте с вами знакомиться. Как вас зовут? (Каждый ребёнок называет своё имя.) У вас так красиво, столько всяких штучек!
В: -Да это не штучки, Чебурашка, это игрушки, с которыми играют ребята…
2.Д/И «Угадай игрушку по описанию».
-Посмотри, Чебурашка, у меня есть волшебный сундучок, в нём лежат игрушки. Я сейчас буду говорить несколько слов про игрушку, а ребята отгадывать, про какую игрушку я говорю. (Дети отгадывают игрушки, воспитатель выставляет их на стол.)
С ним любят играть и мальчики и девочки: он круглый, резиновый, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет… (мяч). Это большой мяч, а это маленький … (мячик).
Эту игрушку девочки любят катать на коляске, укладывать спать, кормить кашей… (кукла). Это большая кукла, а маленькая - … (куколка).
Для этой игрушки мальчики строят гараж, катают по ковру и на ней перевозят грузы… (машина). Это большая машина, а маленькая - … (машинка).
Эту игрушку интересно разбирать и собирать, она пластмассовая, яркая и с разноцветными колечками… (пирамида). Пирамида большая, а маленькая - … (пирамидка).
Ч: -Ой, как интересно, какие у вас игрушки красивые…
В: -Послушай, Чебурашка, что мы тебе расскажем про игрушки…
Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик – красный мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Этот пальчик – кукла Катя
В синем новом, длинном платье.
Этот пальчик – грузовик,
Он огромен, он велик!
Этот пальчик – жёлтый мишка,
Добрый, милый шалунишка.
Этот пальчик – самолёт,
Все игрушки довезёт!
(Самолёты заводят моторчики и «летают» по группе.)
3.Д/И «Волшебные пуговицы».
В: - Чебурашка, а что ты принёс с собой?
Ч: -Это моя любимая игра «Волшебные пуговицы». Проходите за столы, я вас научу, как надо играть в игру… На этих листиках спрятаны игрушки. Если на маленький кружок положить маленькую пуговицу, а на большой кружок положить большую пуговицу, то вы увидите игрушки, с которыми я люблю играть. (Дети работают за столами с раздаточным материалом.)
Молодцы, ребята, все игрушки мои отгадали. В какие игрушки я люблю играть? (Дети перечисляют.)
В: -Теперь возвращаемся на стульчики.
4.Составление описательных рассказов об игрушках.
(рассказывают дети при необходимости воспитатель задаёт наводящие вопросы)
-Это мяч. Он круглый, сделан из резины, он резиновый. Мяч разноцветный. С ним можно играть: бросать, катать. С большими мячами мы играем на улице, а с маленькими мячиками делаем зарядку. А ещё мы знаем стихотворение про мяч:
Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой – не угнаться за тобой!
-Это машина. Она сделана из пластмассы, она пластмассовая. У машины есть кабина, она … цвета, есть кузов, он … цвета, колёса … цвета. Машина перевозит игрушки, кубики, песок. Про машину мы тоже знаем стихотворение:
Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык, опрокинул грузовик!
Ч: -А почему эта девочка всё время молчит?
В: -Это не девочка, это кукла.
Ч: -А как зовут куклу? (Катя.) Раз у неё есть имя, значит она живая?
В: -Ребята, расскажите Чебурашке, чем отличается девочка от куклы. (Девочка сама ходит, кушает, играет, дышит, разговаривает.) Как вы играете с куклами?..
-Это пирамида. Она пластмассовая. На неё надеваются колечки разного цвета: красное, жёлтое, зелёное, синее. Мне нравится разбирать и собирать пирамиду.
-Посмотрите внимательно, как называется эта игрушка? (Неваляшка.) Какая она? Почему её так называют? Послушайте стихотворение:
Неваляшку на подушку я никак не уложу.
Непослушная игрушка – это точно я скажу.
(Воспитатель повторяет стихотворение, дети проговаривают вместе с воспитателем.)
Физ.минутка: (воспитатель приглашает выйти на коврик)
Мяч подпрыгивает вверх,
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Мячик прыгать перестал,
И под столик закатился. (Ходьба на месте.)
Ну, а мы за стол садимся. (Садятся за столы.)
(Воспитатель обращает внимание на осанку детей.)
5.Д/И «Спички-невелички».
В: -У меня тоже есть интересная игра. Мы с вами будем играть со спичками. Вы знаете, что детям спички брать нельзя. Почему? (Ответы детей.) А мы будем с вами из спичек составлять картинки вот такие… Выложите из спичек предмет, как на карточке. (Дети работают со спичками.) Что вы составили из спичек? Молодцы, ребята!
Ч: -Какие вы молодцы! Мне с вами было очень интересно играть, я много узнал про игрушки и научился играть со спичками. Я теперь знаю, что спички детям - не игрушка, их нельзя брать в руки и зажигать, но можно из них составлять картинки. Теперь мне пора в дорогу. А для вас у меня есть угощение…. До свидания, ребята, до новых встреч!
(Дети прощаются с Чебурашкой.)
Да… Работа нелегка
В мастерской Снеговика!
Мы трудились всей семьёй:
Папа, мама, брат с сестрой.
Вырезали все снежинки,
Рисовали мы картинки,
Из коробок, мишуры
Мастерили город мы.
Этот город непростой,
Называется МЕЧТОЙ…
Дружно в городе живут
Звери и игрушки,
Дедушку Мороза ждут
И поют частушки!
А когда часы пробьют-
Все игрушки оживут,
Поведут нас за собой
В город, что зовём МЕЧТОЙ!