Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы» с использованием мнемотаблицы.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Цель: Активизировать и обогащать словарь по теме «Перелетные птицы».
Задачи:
образовательные:
- учить различать перелетных птиц, называть птенцов;
- упражнять в правильном употреблении приставочных глаголов с основой «лететь»;
- учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и правильно согласовывать их в числе, роде с существительными;
- формировать умение образовывать формы существительных родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
развивающие:
- развивать внимание и память;
- формировать навык составлять рассказ с опорой на план в виде мнемотаблицы;
- точность, подвижность, целенаправленность кистей и пальцев рук в пальчиковой игре.
воспитательные:
- воспитывать любовь к живой природе и навык сотрудничества.
Оборудование: картинки перелетных птиц, весна; карточки "4 лишний"; мнемотаблица, мяч, карточки правила поведения в группе; письмо; тропинка, бревно, ручеек, музыка журчание ручья, птиц.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем говорить громко, внятно, четко, не торопливо, чтобы гости нас услышали. Будем работать дружно. Поздоровайтесь. Теперь повернитесь ко мне.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила интересное письмо: «Мы вернулись из тёплых краёв. Ждем вас в лес в гости!». Как вы думаете, кто написал это приглашение?
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами, а в гости к нашим пернатым друзьям! (Дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке. Идем по лесной узкой тропинке, перепрыгивает через бревно, осторожно переходим по мостику через ручей Музыка звучит.
2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюстрации о весне.)
Воспитатель: Какое время года на картинах изображено?
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето? Вспомнить признаки весны поможет Милана расскажет стихотворение. Назовите, какие изменения происходят весной?
(Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.) (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы, день становится длиннее, ночь короче и т. д.)
Воспитатель: а самое главное, что к нам прилетают наши верные друзья и приносят весну на своих крыльях. А как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?
Воспитатель: А теперь на стульчики сядет тот, кто ответит правильно. «Кто лишний и почему» Слушаем внимательно.
- Ласточка, кукушка, попугай, соловей.
- Журавль, аист, цапля, курица.
- Ласточка, бабочка, цапля, журавль.
- Грач, пингвин, скворец, аист.
- Кукушка, лебедь, утенок, грач.
- Синица, кукушка, грач, жаворонок.
- Соловей, заяц, зяблик, дрозд.
- Цапля, журавль, аист, индюк.
- Жаворонок, грач, соловей, снегирь.
- Ласточка, соловей, грач, дятел.
Воспитатель: Переверните картинки, которые лежат у вас на столах, посмотрите какие красивые птицы к нам прилетели.
Воспитатель: а сейчас поиграем «У КОГО - КТО?» А много? У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля - журавленок, журавлята. У скворца - скворчонок, скворчата. У лебедя - лебеденок, лебедята. У грача - грачонок, грачата. У утки - утенок, утята. У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.
Физкультминутка «птицы»
Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят
Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.
На березку птички сели, головою повертели
И обратно улетели.
Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились
Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
Журавль прилетел и тепло принес.
Воспитатель: Посмотрите какие птицы к нам прилетели. Какое время года на картине.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите кто лишний на картине (снегири, синицы) почему? (Зимующие) мы их уберем. Посмотрите и скажите где находятся птицы? На пеньке под елкой кукушка сидит на елке грач над елкой грач на травке.
Воспитатель: А вы знаете что птиц весной вставали в хоровод и звали закличкой. (пели распевно)
Встанем в хоровод и позовем птиц
Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам!
Воспитатель: А знаете вы какие части тела есть у птиц? Голова клюв глаза туловища хвост лапки, перья.
Воспитатель: Посмотрите и скажите из каких геометрических фигур состоит данная птица. Из кругов, овала, прямоугольников, треугольников а теперь составьте птицу из геометрических фигур по образцу. Молодцы у всех получилась птица. А теперь уберите геометрические фигуры.
Воспитатель: А теперь мы попробуем составить описательные рассказы сначала мы составим его вместе поможет нам в этом данная схема а затем вы попробуете составить его сами давайте составим рассказ о кукушке.
Воспитатель: По каждому пункту схемы нужно составить по одному по два предложения.
Воспитатель: и так первый пункт кто это? (Это кукушка); второй пункт назовите части тела? какая кукушка птица дикая или домашняя; а если она дикая, то зимующая или перелетная. Где живет кукушка? (Кукушка живет в лесу, а гнезда не въет) верно она не вьет гнезда. чем питается кукушка (кукушка питается насекомыми и червями)
Воспитатель: Как называют птенцов у кукушки? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Перечислить. Дети попробуйте составить рассказ о скворце.
Кто это продолжит (Артем) закончит (Саша)
Кто-то начнет кто-то продолжит кто-то закончит. (Даша) начнет.
Молодцы ребята какой замечательный рассказ составили о скворце.
3.Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: а теперь подумайте и ответьте, что произойдет если птицы к нам не вернутся? Деревья защищают от вредных насекомых. Чем помогают нам птицы? Они переносят семена ягод и растений
Чем радуют? Своими песнями. Вот поэтому птиц и называют нашими верными помощниками и друзьями. Скажите пожалуйста дети чем мы сегодня занимались? Говорили о птицах. Составляли рассказ. На этом наше занятие окончено спасибо все были молодцы активно отвечали на мои вопросы.