СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ с детьми с ТНР 5 года жизни. "Дикие звери наших лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ  с детьми с ТНР  5 года жизни. "Дикие звери наших лесов"

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ с детьми с ТНР 5 года жизни. "Дикие звери наших лесов"»








КОНСПЕКТ НОД
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
И ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

с детьми с ТНР 5 года жизни







Учитель-логопед

высшей квалификационной

категории

ГБДОУ «Детский сад №107»


Косяк Екатерина Николаевна











г.Севастополь

2019г.

ТЕМА. Дикие звери наших лесов.


Коррекционно-образовательные цели.

Совершенствование грамматического строя речи : употребление имен существительных единственного и множественного числа в форме именительного и родительного падежей.

Образование существительных, обозначающих детёныша дикого животного, с использованием суффикса – онок – .

Подбор определений к слову «Весна».

Учить узнавать зверей по их контурному изображению.

Активизация словаря по теме «Дикие животные».

Совершенствование умения делить слова на слоги.

Составление предложений с предлогом В.

Составление описательного рассказа о диком животном с использованием мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речевого дыхания. Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Совершенствование умения произносить небольшие фразы на выдохе.

Развитие навыков ассоциативного мышления.

Развитие интонационной выразительности речи.

Развитие внимания и памяти.

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Развитие тактильной чувствительности, глазомера.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Воспитание бережного отношения к природе.


Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование. Мультимедийный стол SKY 360, презентация «Узнай животное по контуру», запись музыки леса, большой матерчатый мяч, массажные мячики по числу детей, картина-пазл «Дикие животные», мольберт, указка, пиктограммы описания животных.

Предварительная работа.

Чтение стихов о диких животных Е.Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е Чарушина, К.Д.Ушинского, Г. Скребицкого и В.Чаплиной.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Кто живет в лесу?», стихотворения «На водопой», «Гладь мои ладошки , еж».

Просмотр презентаций «Дикие животные».

Прослушивание голосов диких животных.

Разучивание логопедических распевок Овчинниковой Т.С. «Лиса», «Волк», «Заяц». Обучение составлению описательных и сравнительных рассказов о животных.


Ход занятия


l.Организационный момент. (Формирование положительной установки на участие в занятии. )

Логопед приглашает детей пройти в группу.

Логопед. Ребята, у нас сегодня необычный день. Поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети здороваются с гостями.

Логопед. Становитесь в круг. Какое сейчас время года?

Дети. Сейчас весна.

Логопед. Назовите признаки весны.

Дети. Солнце светит ярче, становится теплее. Прилетают перелетные птицы. Появляются насекомые. Просыпаются медведь и еж. Животные меняют свои шубки. У животных появляются детеныши. И т.п.

ll. Основная часть.


1. Артикуляционная гимнастика. (Совершенствование артикуляционной моторики.)

Логопед.

Солнце просыпается, людям улыбается. (Упражнение «Улыбка»). Солнышко большое, вот такое. (Упражнение «Надуй щеки»).

А у солнышка лучи и длинны и горячи. (Упражнение «Иголочка»).

Солнце освещает все вокруг: и меня, и тебя, мой друг. (Упражнение «Часики»).


2. Развитие речевого дыхания. (Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Путем подражания речи взрослого, совершенствовать умение произносить небольшие фразы на одном выдохе.)


Логопед. Отправляемся в путешествие.

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем

И лесных зверей чудесных

Обязательно найдем.


Звучит музыка леса. На интерактивном столе – картина с изображением леса.


Мы очутились на лесной полянке.

Изо всех земных чудес

Всех милей весенний лес.

Вдохнем свежий воздух . Ах, как свежо!


Дети выполняют вдох через нос. На выдохе произносят фразу «Ах, как свежо!».


3. Пальчиковая гимнастика «Кто живет в лесу?»

(Совершенствование мелкой моторики, координации движений.)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дикие животные водятся в лесу.

Здесь увидеть можешь ты волка и лису,

Зайца и медведя, белку, кабана,

Прячет всех надежно лесная тишина.


4. Упражнение «Узнай зверя по контуру». (Учить узнавать зверей по их контурному изображению, развивать внимание и память. Употребление имен существительных единственного и множественного числа в форме родительного падежа. )

Дети стоят в колонне за логопедом перед интерактивным столом. Просмотр презентации «Узнай животное по контуру» («Черное на белом. Белое на черном.»)

Логопед. Посмотрите какие звери живут в лесу.

Я вижу зайца. В лесу много зайцев.

Ребенок узнает животное по контуру, строит фразу по образцу и передает матерчатый мяч над головой следующему ребенку.

Дети. Я вижу лису. В лесу много лисиц.

Я вижу волка. В лесу много волков.

Я вижу ежа. В лесу много ежей.

И т. п.

Логопед. Молодцы! У вас внимательные глазки.


5. Игра «Собери картинку». Пропевание распевки «Лиса» Овчинниковой Т.С. (Развитие зрительного внимания. Развитие природных голосовых данных детей, воспитание навыков правильного голосоведения. Расши­рение диапазона голоса, увеличение его силы.)


Логопед с детьми подходит к мольберту, на котором установлена картина-пазл «Дикие животные». Картинки-вкладыши диких животных расположены отдельно на мольберте.


Логопед. Ребята, на этой картине наша полянка. Здесь веселились звери, но сильный ветер нарушил картинку. Интересно, кто был под березой?

Дети. Под березой лиса.

Логопед. Ариша, помоги, пожалуйста, лисе занять свое место.

Ребенок вставляет картинку с изображением лисы в соответствующую прорезь.

Логопед. Споем песню про лису.

Логопедическая распевка «Лиса»

Са-са-са – Это хитрая лиса.

Су-су-су – И живет она в лесу.

Сы-сы-сы – Много дела у лисы.

Со-со-со – Она крутит колесо.

6. Игра «Собери картинку». Массаж ладоней, спины. (Нормализация мышечного тонуса)

Логопед с детьми стоят около мольберта с картиной-пазлом.

Логопед. Ребята, угадайте, кто стоит около грибов.

Дети. Это ежик.

Логопед. Вова, помоги, пожалуйста, ежику занять его место.

Ребенок вставляет картинку с изображением ежа в соответствующую прорезь.


Логопед. Наши мячики похожи на ежиков, они помогут нашим пальчикам и спинке. Сделаем массаж.


Логопед раздает каждому ребенку массажный мяч для самомассажа рук. Во время чтения стихотворения ребенок выполняет самомассаж рук (прокатывание маленького колючего мячика между ладонями круговыми движениями).


1).Гладь мои ладошки, ёж.

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!


2).Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.


7. Игра «Собери картинку». «Нужное слово услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». (Развитие быстроты ре­акции, выделение подходящего слова из ряда других. Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные»)

Дети подходят к мольберту с картиной-пазлом.

Логопед. Ребята, как вы думаете, кто стоит под толстым деревом?

Дети. Волк.

Логопед. Соня, помести, пожалуйста, волка на его место.

Ребенок вставляет картинку с изображением волка в соответствующую прорезь.


Логопед называет слова. Если слово подходит волку, дети поднимают мячик вверх.

Логопед. Нужное слово услышат ушки, мяч взлетает над макушкой. Ребята, будьте внимательны. Какое слово подходит волку: рыжая, логово, скачет, дикий, маленький, пушистый, бегает, зубастый, колючий, серый, злой, ловкая, пугливый, дупло, широколобый, петляет, фыркает, норка, хищник, лежка, мышкует, гайно, сильный, волчонок, орешки, воет.

Молодцы! У вас внимательные ушки.


8. Игра «Собери картинку». Игра «Назови действие». (Активизация глагольного словаря.)

Логопед. Ребята, посмотрите, кто слушает песню зайца, сидя на пеньке под деревом?

Дети. Это медведь.

Логопед. Миша, посади, пожалуйста, медведя на пенек.

Ребенок вставляет картинку с изображением медведя в соответствующую прорезь.

Логопед. Ребята, кладите мячики в корзинку и называйте что может делать медведь.

Дети. Рычать, охотиться, бежать, лазать по деревьям, ловить рыбу, добывать мед. И т.п.


9. Игра «Собери картинку». Игра «Прохлопай мелодию». (Развитие чувства темпа, ритма.)

Дети сидят на стульях.


Логопед. Ребята, кто сидит на пенечке в центре?

Дети. Заяц.

Логопед. Жора, посади, пожалуйста, зайца на пенек.

Ребенок вставляет картинку с изображением зайца в соответствующую прорезь.


Логопед. Ребята, для зайки мы прохлопаем мелодию.


Логопед прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют.

Логопед. Умницы. Вы очень внимательные.


10. Игра «Позови детеныша». ( Активизация словаря по теме. Образование существительных, обозначающих детёныша дикого животного, с использованием суффикса – онок – . Совершенствование умения делить слова на слоги. )

Логопед. Ребята, мы с вами говорили что весной у животных появляются малыши. Давайте позовем их. Помогите позвать малышей.

Еж зовет : «Е – жо – нок

Дети зовут детенышей одновременно прохлопывая слова (деля слово на слоги).

Медведица зовет: «Мед-ве-жо-нок

Белка зовет: «Бель – чо – нок

Заяц зовет: «Зай – чо – нок

Волк зовет: «Вол – чо – нок

Лиса зовет: «Ли – се – нок

Логопед. Молодцы, ребята! Помогли найти малышей.


11. Игра «Отведи малыша домой» . ( Активизация предметного словаря по теме: название жилищ животных. Составление предложений с предлогом В.)

Логопед раздает детям маленькие мячики для прокатывания по дорожкам на панно. Панно выполнено из ткани с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон). Объемная вышив­ка дорожек разной конфигурации позволяет ребенку тактильно ощущать направление ри­сунка, помогает прокатывать шарик по панно.


Логопед. Ребята, подскажите, пожалуйста, малышам дорогу в их жилища-домики. Медвежонок живет в берлоге.

Дети составляют предложение, выбирают самостоятельно какого детеныша они хотят отвести домой. После составления предложения, ребенок прокатывает мячик по дорожке к соответствующему домику. Способ прокатывания мячика ребенок выбирает сам: указательным и средним пальцами, большим пальцем и мизинцем, перебирая двумя указательными пальцами, двумя указательными пальцами (в виде тележки), перебирая всеми пальчиками и т.п.

Варианты составления предложений детьми:

Ежонок живет в норке под пеньком.

Бельчонок живет в дупле на дереве.

Медвежонок живет в берлоге.

Волчонок живет в логове.

Зайчонок живет в ямке под кустом, у него лежка.

Логопед. Ребята, вы хорошо справились с заданием, отвели малышей домой.


12. Координация речи с движением «На водопой».

(дети выполняют движения и договаривают названия детенышей)


Ясным днем лесной тропой

Звери шли на водопой Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,  (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

За мамой- ежихой катился ежонок, (Приседают, продвигаясь вперед)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата,  (Скачут на согнутых ногах)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат. (Идут как волчата)

Все мамы и дети напиться хотят. (Повернувшись лицом в круг,

делают движения языком – «лакают»)


13. Игра «Собери картинку». Составление рассказа о диком животном с использованием мнемотаблицы. (Развитие логического мышления и связной речи. Активизация словаря признаков. Совершенствование умения строить предложения четко, выбирать наиболее точные слова.)

Логопед. Наша картина почти собрана. Осталось поместить на место последнего персонажа. Кто еще прячется?

Дети. Белка.

Логопед. Настя, посади, пожалуйста, белку в дупло.

Ребенок вставляет картинку с изображением белки в соответствующую прорезь.


Логопед. Белочка веселое животное. Развлечем ее и составим рассказ о любом диком животном. Поможет в этом таблица. Сначала назовем животное. Затем скажем домашнее оно или дикое. Затем опишем его: размер, окрас шерсти, форма ушей, хвоста. Расскажем чем животное питается. Скажем как называется жилище. Назовем детенышей.


Дети составляют рассказ о животном по таблице.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы составили хорошие рассказы.

Путешествие наше заканчивается. Пора возвращаться в детский сад.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки держитесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

В детский садик наш чудесный

Непременно попадем.


Дети идут за логопедом под музыку.


lll. Итог занятия. Рефлексия. Оценка деятельности детей.

Логопед. Вот мы и вернулись в детский сад.

Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

Дети рассказывают, что понравилось.


Дети прощаются с гостями.
































15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!