Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Конспект НОД по речевому развитию
На тему «Путешествие в страну красивой речи»
Для детей старшей группы № 6.
Составила и провела:
воспитатель
Медведьева Оксана Станиславовна.
г.о. Саранск, 2021
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну умных игр»
Цели:
· закреплять знания детей по лексической теме «Дикие животные»,
· расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,
· продолжать учить разгадывать загадки,
· развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику,
· закреплять умение составлять рассказ – описание,
· воспитывать бережное доброе отношение к животным.
Интеграция: развитие речи, познавательное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, чтение стихотворения, прослушивание песни «Паровозик чух - чух», разгадывание загадок.
Словарь: названия животных, детёнышей, их жилищ.
Предварительная работа:
· рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных,
· рисование, лепка животных,
· загадки, игры,
· чтение рассказа Ушинского «Лисичкин хлеб», рассказывание русской народной сказки «Волк и Лиса», «Заюшкина избушка»
Оборудование:
«солнышко» (с лучиками, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением животных, деревья, волшебная палочка, фланелеграф, мнемотаблица, игрушка – зайчонок
Ход занятия:
В: Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
Д: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.
В: а мы с вами поедем. … Нет, попробуйте сами отгадать.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)
В: Правильно. Но - Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Звучит песня «Паровозик чух-чух» Дети проходят круг и останавливаются каждый возле своего стула.
Ребята, в вагон сядет лишь тот, кто назовёт дикое животное.
(Дети называют животных и садятся на места. )
В: Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных игр, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какое красивое солнышко. А вы для чего нам нужно солнышко?
Д: Солнце – источник жизни, солнце нужно природе, людям…..
В: Солнце попало в беду, его заколдовали злые облака и у него пропали лучики. Нам нужно помочь солнышку, открыть все конверты и выполнить все задания. Их должно быть 7. Ну что, начнём! Тогда берем 7 конвертов, будем по порядку их открывать и выполнять задания. (Конверты лежат на столе перед детьми)
КОНВЕРТ № 1
Задание «Угадай-ка!»
В: Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это (Белка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Серенькая, маленькая,
хвост как шило. (Мышь)
Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан).
Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу, пищу добывают себе сами.
- Правильно, с первым заданием вы справились, и первый лучик появляется у солнышка.
КОНВЕРТ № 2
Задание У каждого из животных есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем. «Кто где живёт?»
- Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.
1. Где живёт медведь? (берлога)
2. Заяц живет… (в норе или под кустом)
3. Лиса живет … (в норе)
4. Волк живет…(в логове)
5. Белка живет….(в дупле)
6. Мышь живет…(в норке)
7. Бобер живет…(в хатке)
(появляется второй лучик)
КОНВЕРТ № 3
Игра «Поиграем, посчитаем» (по картинкам).
Один заяц, два зайца, пять зайцев – и назови детенышей?
Один волк, два волка, пять волков – и назови детенышей?
Один медведь, два медведя, пять медведей- и назови детенышей?
Один еж, два ежа, пять ежей – и назови детенышей?
Одна лиса, две лисы, пять лис – и назови детенышей?
Одна белка, две белки, пять белок – и назови детенышей?
(появляется 3 лучик)
КОНВЕРТ № 4
Физминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали (Выпрямится).
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)
(появляется 4 лучик)
КОНВЕРТ № 5
. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.
Игра проводится с мячом.
-У медведя хвост чей? -медвежий
лапа чья? - медвежья
-Ухо чье? - медвежье
-У зайца лапы чьи? - заячьи
-У лисы хвост чей? - лисий
-У ежа иголки чьи? - ежиные
-У волка голова чья? - волчья
-Ухо чье? - волчье
-Спина чья? - волчья
-У оленя рога чьи? - оленьи
Открывают лепесток с цифрой 5. (появляется 5 лучик)
КОНВЕРТ №6
1. «Назови одним словом»
-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
-диван, стул, стол, кровать, шкаф.
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
-Марс, венера, земля, плутон, сатурн.
- а, б, в, п.
- повар, шофер, плотник, продавец, врач.
-1,2,4,5,7,8,0
2. «Что лишнее?»
- бинт, банан, бочка, белка.
-Заяц, комар, медведь, волк.
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.
- самолет, машина, корабль, стол.
3.«Наоборот»
Примерные слова: большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.
4.«Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева… значит она какая?
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-мальчик с широкими плечами-…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
(появляется 6 лучик)
КОНВЕРТ №7
«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.
А нам пора открывать последний лепесток. (появляется 7 лучик)
- И у нас получилось красивое солнышко с лучиками.
Итог. Вам понравилось занятие? А что вам понравилось больше всего делать? А какое задание вам показалось трудным?
- Я хочу сказать, что вы - «МОЛОДЦЫ». Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А теперь нам пора в детский сад.
(Воспитатель встаёт впереди, дети - сзади «паровозиком», под музыку «уезжают» в группу).