Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №21»
Конспект НОД по речевому развитию
в подготовительной к школе группе «Транспорт»
Подготовила и провела воспитатель подготовительной группы:
Анчокова А.А.
Майкоп 2023
Цель: формирование связной грамматически правильной речи.
Задачи:
образовательные:
- формировать представления о разных видах транспорта;
- уточнять и расширять словарь по теме;
-совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование множественного числа существительных, согласование количественных числительных и существительных, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
развивающие:
-развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;
-развивать общую и мелкую моторику, физиологическое и речевое дыхание
воспитательные:
-формировать интерес к разным видам транспорта;
-воспитывать доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
-дети имеют представления о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте, используют в активной речи названия транспортных средств в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, презентация, макет: небо, река, дорога
Структура деятельности
Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Звук моторчика. У одного вам всем знакомого сказочного героя сломался моторчик, и теперь он не знает, на чем передвигаться. Вы догадались, о ком я говорю? (О Карлсоне) На экране появляется Карлсон
ВОСПИТАТЕЛЬ Как здорово, что у тебя есть моторчик, ты можешь прилететь к друзьям, путешествовать.
КАРЛСОН : (удивляется, что у детей нет моторчиков) -Как же вы тогда добираетесь до д/сада, до магазина, до гостей?
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Ребята, что нам помогает передвигаться по городу, на чём мы добираемся в детский сад, в гости, в магазин?( ответ детей: машины, маршрутки, такси, автобус)
-Правильно, ребята! Как назвать одним словом все машины: такси, маршрутка, машина и другие? ( ответ детей: это транспорт)
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Ребята, Карлсон очень любит путешествовать? Куда и на чём можно путешествовать?
( ответ детей: путешествовать можно в другие города, страны на поезде и самолёте, корабле)
ВОСПИТАТЕЛЬ- а вот Карлсон говорит, что никогда не видел самолёта и корабля, поезда, давайте покажем и расскажем Карлсону
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Игра «Плывет, едет, летает».
(дети стоят в кругу, если воспитатель говорит самолет, дети поднимают руки вверх, машина-руки вниз, присели, катер-руки вперед)
- А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет: пассажирский и грузовой,.
- Кого перевозит пассажирский транспорт?
- Какой пассажирский транспорт вы знаете?
- Что перевозит грузовой транспорт?
- Какой грузовой транспорт вы знаете?
- А кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все водители и пешеходы? (светофор)
- Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?
- А какие машины могут ехать на красный сигнал светофора?
- Почему эти машины мчатся, «гудя на всю улицу» и не останавливаются на перекрестках? А пешеходы и другие машины должны их пропускать?
- Все эти машины спешат на помощь. Это нужные и полезные машины, поэтому они и называются специальные.
Вывод. Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.
Игра «Кто управляет транспортом?» А кто же управляет транспортом?
- Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.
Автобусом управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Самолетом управляет (пилот). Вертолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Электричкой управляет (машинист). Велосипедом управляет (велосипедист).
ВОСПИТАТЕЛЬ: (предлагает полетать на самолёте)
Физминутка «Самолёт»
Руки в стороны в полёт
Отправляем самолёт.(дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны)
Правое крыло вперёд(Поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд(Поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт.(Бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Разбор слова МАШИНА
1) определение звуков
2) назовите 1. звук 2.3.4.5.
3) сколько гласных звуков, назовите их
4) сколько согласных, сколько мягких согласных, сколько твердых
5) сколько слогов в слове
6) какой первый слог, назовите
7) какой второй слог, назовите
8) произнесите слова, одинаково ли звучат слоги.
Какой немного протяжнее? Как называется этот слог?
- Слог который произносится чуть протяжнее, который заметен в слове называется ударным. Следовательно и гласный звук в этом же слове тоже называется ударным.
Игра «Словообразование». В русском языке очень много сложных слов. Они образованы из двух слов. Например, слово автовоз образовано из слов автомобиль и возить. Сейчас я буду называть 2 слова, а вы из них образуйте сложные слова, названия транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов:
Мусор и возить?
Бетон и мешать?
Бензин и возить?
Сам и сваливать?
Молоко и возить?
Лес и возить?
Игра «Какой это вид транспорта?» Воспитатель, вместе с детьми, подходят к столу.
- Посмотрите, что у нас тут нарисовано: небо, дорога, море.
- Сейчас вы по очереди будете брать по 1 карточке и распределять под этими картинками, необходимо не просто взять и положить, а объяснить свой выбор, используя слова «потому что». Например, корабль плывет в море, потому что это водный транспорт. (дети работают)
- Молодцы, вы назвали на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (метро)
- Какой это вид транспорта? (подземный)
- Да, сейчас у нас есть такое чудо, как подземный транспорт. Кто то из вас может быть уже ездил на подземных поездах-электричках
- Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, воздушный, водный, подземный.
ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята, так какой транспорт мы предложим Карлсону для путешествия?
Давайте сделаем самолетики и подарим Карлсону (ОРИГАМИ ИЗ БУМАГИ «САМОЛЕТ»)
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Ребята, ну вот Карлсон улетел. Давайте вспомним, с какими видами транспорта мы познакомились?
Рефлексия
ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята, вы сегодня много узнали нового, справились со всеми заданиями
- О чем мы говорили сегодня (о транспорте) О каком?
- Ребята а на каком транспорте вы еще не путешествовали?
- Ребята, чем мы помогли сегодня Карлсону? Какой транспорт подходит ему для путешествия?